Немного эстетики приборов СССР

Нависав пост про клеммник на пикабу, я дал обещание, что если комментарий соберет лайков (а он собрал более 200+ лайков), то я схожу на склад и сделаю фото эстетически прекрасных приборов. Обещание выполняю.

Что интересного? Если с бытовыми приборами все более-менее понятно, покупатель привередлив и хочет, чтобы телевизор вписывался в интерьер, то с приборами для профессионального применения несколько иначе. Их выбирают прежде всего по характеристикам, и внешний вид часто вторичен. Кроме того, что еще более удивительно – это появление эстетических изысков при плановой экономике – какая разница как выглядит импульсный милливольтметр, если его производит лишь один завод? Купят даже если он будет просто коробкой! Кроме того ГОСТы не регламентируют красивости, а любая эстетика это повышение себестоимости.

Хотя давайте перейдем к примерам. Вот кнопочные посты КУ121-2 выпуска 56-59 годов:

Особенно прекрасен средний – травленые шильдики “пуск” и “стоп”, характерный шрифт и текстура поверхности. Текстура создавалась вручную – выбивая трехгранным инструментом в пресс форме:

Мастер следил за заточкой инструмента и время от времени менял ориентацию, поэтому поверхность красиво блестит, как поверхность после шабрения.

Но позднее от этого всего отказались, вот вам для сравнения кнопочный пост более позднего производства – форма упрощена, декоративные элементы убраны.

Как была объявлена борьба с “архитектурными излишествами”, так постепенно эти “излишества” стали исчезать и из других сфер. Вот один из немногих примеров сохранения декора – кнопка КУ121/1 1971 года:

Вот еще пример победы технологичности над эстетикой, микроамперметры 60х-70х и 80х. Последний так вообще не разборный и собран на герметик.

Один и тот же прибор, но у левого решили добавить просто две декоративные полосочки. Наверное мастера по изготовлению пресс-формы были в восторге:

Еще пример, два прибора. Но левый просто сделан, а у правого разработчик решил добавить немного красивостей – форма крышки уже отличается от прямоугольника, да и декоративные ребрышки присутствуют:

Стрелка тоже довольно интересная:

Я сильно сомневаюсь, что дизайн – было указанием сверху, скорее всего это была инициатива самого конструктора. И в самом деле, какая разница как выглядит частотомер?

Вот еще, киловольтметр С50 электростатической системы с проекционной стрелкой. Жаль у него оборван подвес. Корпус – в стиле ар-деко:

Еще пример. Различная документация обычно выполнялась строго – просто книжица с названием на обложке. Иногда на обложке присутствовало изображение прибора (как пишущая машинка ятрань или диапроектор ЛЭТИ). А теперь посмотрите как сильно контрастирует буклет “гидрораспределители” с морским животным на обложке!

  • А давайте на справочную брошюру нарисуем кальмара! Зачем? Просто потому что красиво!

А вот бытовое устройство – автотрансформатор АРН-250.

В наплыве прячется лампочка подсветки вольтметра:

Жаль он не уцелел полностью – нет выключателя и рукоятки.

Текстура решетки:

Но вернемся к промышленным устройствам. Осциллограф от аналоговой вычислительной машины Экстрема-1:

Вряд ли была острая необходимость морочиться с шарниром, обычная компоновка с неподвижной трубкой тоже отлично бы работала.

Следующие на очереди – вольтметры. И только поставив их для фотографирования я заметил, что они похожи! Сделаны на одном заводе. Сразу вспомнил вот этот пост (https://bootsector.livejournal.com/86595.html)

Левый прибор окрашен краской с муаровым эффектом:

Она была в моде до начала 60х, после этого практически все приборы окрашивались эмалью с молотковым эффектом:

Муаровая эмаль в макрофотографии:

Надписи нанесены гравировкой:

У прибора справа надписи уже нанесены краской:

Гайка тумблера гладкая хромированная. Чаще встречал круглую с накаткой, а у более поздних приборов все чаще не парились и делали просто шестигранную:

Отверстия вентиляции:

В музее внешний вид прибора иной.

Кто сказал фолаут?)

Обилие отверстий вентиляции – вынужденная мера для ламповой аппаратуры. Вот неизвестный мне прибор, какой-то блок питания из состава аппаратуры:

Ну и наконец самый красивый – генератор:

Обратите внимание на рифму – две полоски на рукоятке переключения диапазонов, на рукоятке настройки частоты, на рукоятке установки вывода и на оребрении корпуса.

Завод отдельно закупал красную краску. Просто подкрасить ребра на ручках!

Тумблер тоже ретро стиля, позже его упростят до усеченного конуса и будут производить до настоящего времени:

Краска зеленая с муаровым эффектом:

Ну и напоследок. Угадайте год:

Я как увидел – подумал что 60е – всё-таки карболит не самый лучший материал для корпуса – ударопрочность низкая. Оказалось мост постоянного тока Р333, год выпуска 1990й:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отблагодарить звонкой монетой

7 комментариев

  1. Текстура на кнопочных постах выглядит эффектно, но, может, от неё отказались из-за непрактичности, из-за того, что она собирает грязь, которую потом сложно убрать, а нетекстурированную поверхность достаточно протереть тряпочкой?

    • Доподлинно не известно. В комментариях на пикабу Bootsect рассказал две байки, почему отказались от текстурированной краски с муаровым эффектом в пользу молотковой, Одна из них – что в случае ядерной войны, поверхности с шершавой текстурой будет сложно дезактивировать от радиоактивной пыли, поэтому и перешли на молотковую, дающую гладкую поверхность.

  2. В ваших статьях на тему советского оборудования всегда сквозит некое удивление – дескать разве в тоталитарном совке было место культуре, разве могли забитые советские рабы задумываться о красоте и эстетике? Отвечу цитатой:
    Сталин Иосиф Виссарионович 4 мая 1935 года: «Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры. Надо понять, что при наших нынешних условиях кадры решают всё. Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима. Не будет у нас таких кадров – будем хромать на обе ноги.»

    • мое удивление связано не с тоталитарностью, а скорее с тем, как эстетика увязывалась с весьма плотной системой ГОСТов. Кроме того, производство изделия могло передаваться с одного завода на другой, где технологические возможности были не столь широки, и соотвественно под “доработку” попадала эстетическая составляющая.

  3. “”У прибора справа надписи уже нанесены краской:”” – на фотографии с этим комментарием очень характерный цвет самого корпуса прибора, напоминает молотковую краску.
    Подскажите, как можно сейчас добиться такого же ?)
    заранее спасибо))

    • Да, он окрашен молотковой эмалью, если я правильно вас понял. Это обычная краска, эффект проявляется за счет свойств самой краски. Мы в мастерской ей красим без каких-то особых технологических секретов.

Добавить комментарий для Кирилл Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post comment

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: