Тренажер государственной важности

Испокон веков, во всех странах дети царских кровей с малых лет обучались и готовились к важнейшей работе — государственному управлению. Для такого важного занятия важны были навыки и знания отличные от общеупотребимых, и в самом деле дипломатия, иностранные языки, этикет — совершенно не нужны были ни крестьянскому сыну, ни сыну фабриканта. Для обучения царских отпрысков нередко выписывали учителей из-за границы, а программа обучения была весьма плотной.

Екатерина II, будучи образованной и дальновидной, а возможно находясь под впечатлением рассказа о китайском деревянном манекене-тренажере Му Жэнь Чжуан, который использовали для тренировки боевых навыков в шаолиньском монастыре, вызвала к себе известного и уважаемого при дворе столяра, Христиана Мейера. Поставила она перед ним задачу изготовить тренажер, который бы был пригоден для обучения важному навыку — государственному управлению, дабы как юный отпрыск, так и взрослый чин, в короткие сроки овладевал навыком.

Мейер выполнил поручение императрицы и поставил ко двору несколько экземпляров тренажера. По архивным документам известно, что тренажеры были в пользовании многих императорских особ, и будучи создан для тренировки детей и подростков, пользовался популярностью и в более зрелом возрасте, для поддержания навыков, так сказать.

После революции, большевики не сразу обратили внимание на тренажер — время было тяжелое, проблем государственной важности полно, не до разбора вещей, оставшихся во дворце. Ленин, будучи человеком весьма внимательным, тренажер заприметил. Позднее он писал в письме Горькому:

.. следует признать и принять во внимание полезность тренажера Мейера в деле подготовки управленческих кадров.

Ленин распорядился поставить экземпляр тренажера в рабочем кабинете, но довольно быстро потерял к нему интерес, он так и стоял как предмет интерьера.

А вот Сталин, напротив, тренажер оценил по достоинству. Ходили слухи, что работая допоздна с бумагами, Иосиф Виссарионович регулярно подходил к тренажеру и оттачивал навыки, доводя их до совершенства, даже в шутку соревнуясь с Берией.

Когда к власти пришел Хрущев, особенно после известного доклада ХХ сьезда КПСС, он распорядился предать в госархив все содержимое рабочего кабинета в кремле, оставив не тронутой  только деревянную облицовку стен. В архив помимо бумаг, книг, личных вещей Сталина был сдан и тренажер. В итоге о тренажере забыли на многие годы, ни на одной фотографии с Хрущевым его нет.

Хрущева сменил Брежнев. Про тренажер бы забыли, если бы не Прокопенко Николай Романович, руководитель госархива в те годы. По его инициативе тренажер вернули в рабочий кабинет генсека. Воспользовавшись моментом, когда Леонид Ильич работал над книгой «Малая земля», Прокопенко предложил Брежневу лично изучить  опыт старого тренажера Мейера. Так тренажер появился в кабинете, но так же, как и много десятилетий назад, генсек быстро потерял к нему интерес и он лишь украшал убранство  интерьера.

Сменивший Брежнева Андропов тренажер не только использовал, но и восхвалял. Современники отмечали, с каким восторгом Юрий Владимирович говорил о необходимости такого опыта каждому управленцу на местах. То ли работа в КГБ СССР, то ли впечатление от тренажера, но последующие несколько лет запомнятся рядом мер по повышению дисциплины и борьбе с прогулами, принимавшими порой довольно забавные формы, что оставило в народном фольклоре множество шуток.

Про Черненко сведений не осталось — пост главного человека в стране слишком быстро менялся, тот период запомнился народу язвительным «гонки на катафалках», и «СССР — Страна Самых Старых Руководителей». Но вот, на сцене появляется энергичный Горбачев. Инициированная им перестройка вызвала в том числе переоценку многих вещей в государственном управлении. Но как мы видим на фотографиях — из рабочего кабинета тренажер Горбачев так и не убрал:

Развал страны, приход к власти Ельцина в чем то повторил историю в начале поста — до разбора вещей предшественников не было дела — в стране другие проблемы — гиперинфляция, рост преступности, коллапс экономики… Но тем не менее на фото видно, что обстановка в рабочем кабинете не поменялась вплоть до 2000х — все тот же стол, даже телефоны спецсвязи те же самые!

Помимо Путина, в 2000х в кремль приходит новая команда специалистов, в  том числе и по пиару — теперь внимательно следят что и как попадает на официальные фотографии. Вот тут Лебедев даже проводит разбор, как поменялась обстановка в кадре новогоднего поздравления. После 2000 информация противоречивая, кто-то говорит, что видел тренажер в кабинете, кто-то говорит, что видел как его выносили вместе со старыми вещами при ремонте. К счастью у нас теперь есть интернет, и регулярно случаются утечки — то рабочие делают селфи в богатом интерьере объекта, который строят для чиновника, то бывшие сотрудники в отмеску работодателю выкладывают чувствительную информацию.

По оставшимся в архиве сведениям, мемуарам сотрудников, обслуживавших первых лиц, а также фотографиям, удалось восстановить внешний облик этого тренажера государственной важности. Единственная деталь, которая воспроизведена не достоверно — это размеры гаек. К сожалению, не осталось ни одной записи, которая бы помогла ответить на вопрос — при изготовлении тренажера Мейер пользовался популярной на тот момент английской системой мер (дюймы) или использовал менее распространенную  русскую систему мер (вершки).


Надеюсь все поняли что все написанное выше — чистой воды вымысел. Этот арт-обьект родился как материальное воплощение выражения «закручивать гайки», которое относят к времени Адроповских мер по укреплению дисциплины. И порой создается впечатление, что ничего другого наша власть не умеет — больше запретов богу запретов.

На страницах своего блога я не стеснен в формате, так что могу рассказать немного о процессе создания арт-обьекта. Это долгострой — процесс создания затянулся, и из фазы идеи в чертежи превращаться стал спустя пару лет. Я стилизовал его под спасскую башню кремля, поборов перфекционизм и состыковал панели в половине восьмигранника с зазорами (не было технической возможности сделать фаски в 22,5 град.). Режем:

Собираем на клей, местами усиливая саморезами:

Клей ПВА для плотных стыков, и kleiberit pur 501 для стыков с щелями — он хорошо вспенивается и заполняет зазоры.

Для удобства транспортировки предусмотрено крепление башни болтами в забивные гайки.

На толщине декора (12 мм фанера) не скупился — низ тяжелый и устойчивый. Крыша собрана из панелей 6 мм фанеры, и огромного количества шпатлевки.

Морилки нескольких цветов и нитролак. Были конечно и внезапно всплывшие проблемы — пришлось кое-что переигрывать на ходу, пока я не припомню ни одного изделия, где бы я заранее предусмотрел все и не было элемента импровизации при сборке.

На лазерной резке заказаны стальные пластины — усилители, которые удерживают головки болтов на месте и не дают провернуться. Но в то же время предполагают замену сорванных болтов. Слой, который торчит наружу — нержавейка.

Часы на спасскую башню были куплены в строительном магазине как единственные, с циферблатом с римскими цифрами. Но часы были белые, что в стиль не укладывалось — красим краской под золото из баллончика + пару слоев лака.

Шкалу тоже пришлось нарисовать и изготовить лазерной гравировкой по фанере с окраской. Минеральное стекло 2 мм заменил на 3 мм акрил с доработкой корпуса — если кто-то гаечным ключом разобьет по неосторожности стекло — будет опасно.

Так как башня полая и застекленная, на ходу решил добавить внутрь записку, да не просто абы-какую, а из самого духовно-скрепного материала — бересты. Живое дерево было жалко — пришлось поплутать по ближайшему лесу в поисках валежника. Стилизацию надписи под церковно-славянский делал на сайте Славеница (http://slavenica.com/). Надпись гласит:

Сие есть не потехи ради,
а для наущения государевых мужей
науке управления народом Руси.

Особого сакрального смысла надпись не имеет — просто абстрактная фраза «от создателя» тренажера.

Ну и шильда, куда ж без нее:

Затем приборка, ангар нужно пропылесосить, выставить свет для крутой фоточки на черном фоне в конусе света от световой пушки (марка Kolhoz инжиниринг). Я не часто появляюсь на фото в своем блоге, но если кто-то меня не видел, автопортрет с тренажером:

Уже при дневном свете — сделать фото с поворотом каждые 10 градусов для последующего прифотошопливания в исторические фотографии. Я использовал GIMP (ибо за open source и много лет сижу на Linux как пользователь), вспоминая навыки, которыми пользовался много лет назад. Получилось далеко не идеально, но на мой взгляд приемлемо.

А дальше прокрастинация, ловля озарения и написание псевдодокументального текста, который вы видели в начале поста.

Создано в мастерской Фабристо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отблагодарить звонкой монетой