Копировальные карандаши

Помню из детства, был такой карандаш, который во всем как обычный, пока его не послюнявишь. Как только влага касалась грифеля — он становился красящим. Сегодняшний рассказ про него — про копировальный карандаш, также известный как «химический» карандаш.

 

Удивительно как мало информации удалось найти в рунете. Да, были такие карандаши, вот так работали. Из применений — проверять качество меда. Просто возмутительно мало информации для предмета, изобретенного в конце 19 века, и который можно купить до сих пор. Что еще удивило — полное отсутствие в рунете картинок или хотя бы видео как копировальный карандаш работает при получении копий. Постараюсь заполнить этот пробел.

Весьма ощутимым источником в подготовке стала вот эта статья.

Проблема копирования документов была всегда, некоторые бухгалтерские документы, к примеру, должны изготавливаться в 2х экземплярах, например квитанция. Ранней попыткой послужил копировальный пресс, изобретен Уаттом в 1780 году. Документ оформлялся чернилами со специальными добавками, которые повышали вязкость чернил и время высыхания. На не просохшие чернила клался тонкий лист впитывающей бумаги, и написанное чернилами отпечатывалось на бумаге. Помогал в этом деле небольшой винтовой пресс (фото из википедии):

Недостатком такого способа было ограниченное время после написания, когда можно было получить хорошую копию.

Следующей попыткой получать копии стала копирка — копировальная бумага. Изобретена Ральфом Веджвудом (Ralph Wedgewood) в 1806. Односторонняя версия, которую, возможно, многие держали в руках предложена несколько позднее — в 1820х. Копировальная бумага — это тонкая бумага, на которую нанесен красящий слой (напоминает пропитанную парафином сажу), она подкладывается под оригинал, на чистый лист, и при письме, от нажима, краска с копирки прилипает на подложенный лист, который станет копией.

Проблемы было две. Использовавшиеся в то время перья и перьевые ручки не обеспечивали должного давления на бумагу при письме, что бы копирка работала. А написанное карандашом можно стереть и подправить, что недопустимо.

И вот тут в 1870х на рынке представлены копировальные карандаши. Они используют анилиновые красители (открытые незадолго до этого: мовеин 1856, метил фиолетовый 1861, метиленовый синий 1876 ). Краситель добавлен в шихту, из которой изготавливается грифель. Кристаллики красителя не видны на фоне графитного следа карандаша, до тех пор как не встретят воду или спирт. При контакте с водой кристаллики растворяются и окрашивают все вокруг в яркий синий/фиолетовый или другой цвет.

Копировальные карандаши позволяют сделать копию написанного довольно просто — достаточно покрыть текст слоем влажной впитывающей бумаги и прижать. Вода растворит краситель и на бумаге получится зеркальный отпечаток. Я попытался сделать этот опыт (вот аналог, который я нашел уже после) и оказалось это не так то просто, у  меня получилось с 8й попытки.  Текст написан на обычной офисной бумаге 80 г/м2. В качестве носителя копии я попробовал разные бумаги, но лучше всего вышло с фильтровальной бумагой:

В сухом виде надписи не отличимы. А вот что появляется на влажном бумажном фильтре если его прижать:

 

Бумага должна быть именно влажной. Слишком сырая — все расплывется. Слишком сухая — ничего не отпечатается. Слишком толстая — все не пропечатается, слишком тонкая — порвется во влажном виде.

Очевидно, технология довольно капризная. И вот тут то и получилось что копировальные карандаши хорошо работают с копиркой — они дают нажим, достаточный для работы копирки, и в то же время достаточно смочить написанное — бумага пропитывается красителем, как будто написано чернилами, и подтереть, отредактировать написанное уже не выйдет.

В англоязычных текстах копировальные карандаши именуются как «copying pencil» — копировальный карандаш, и как «indelible pencil» — неудаляемый. Причем ранний патент акцентирует внимание именно на функции неудаляемости.  Не совсем понятно какая функция была более востребована.  В статье по ссылке в начале статьи пишут, что во время первой мировой войны британия импортировала тысячи таких карандашей в день, и основное их назначение было в создании перманентных следов, как от чернил. Карандаш был удобнее пера — он не требует жидких чернил, его можно переточить если сломается, до изобретения шариковых ручек более удобного средства для письма для ношения с собой было не найти.

В романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» химический карандаш упоминается пару раз, причем не в контексте его копировальности, а  просто как утилитарная вещь.

Народное применение — проверка качества меда химическим карандашом — просто установление факта избыточного содержания воды, что видно по яркому следу от грифеля.

Но и копирка используется все реже. Гораздо удобнее оказались самокопирующиеся бланки, когда яркий след получается от контакта реагентов, нанесенных на бумагу в микрокапсулированном виде. В отличии от обычной копирки след возможен только на бумаге покрытой реагентом, в то время как копирка может запачкать все вокруг.

Из забавных применений — тайнопись. В книге «Искусство шпионажа. Тайная история спецтехники ЦРУ» Кит Мелтон рассказывает как для связи с агентами ЦРУ использовало стеганографию, и вода в некоторых из способов была необходима для проявления «тайны». Вот пример, вражескому шпиону передали простой список покупок:

А если намочить проявляется сообщение. Оказывается это не список покупок а сообщение — указание к действию:

Неплохой вариант для детской игры в шпионов :) на этом мой рассказ закончен. Надеюсь в комментариях вы поделитесь информацией об этих замечательных карандашах.

Отблагодарить звонкой монетой