Немного эстетики приборов СССР
Написав пост про клеммник на пикабу, я дал обещание, что если комментарий соберет лайков (а он собрал более 200+ лайков), то я схожу на склад и сделаю фото эстетически прекрасных приборов. Обещание выполняю.
Что интересного? Если с бытовыми приборами все более-менее понятно, покупатель привередлив и хочет, чтобы телевизор вписывался в интерьер, то с приборами для профессионального применения несколько иначе. Их выбирают прежде всего по характеристикам, и внешний вид часто вторичен. Кроме того, что еще более удивительно — это появление эстетических изысков при плановой экономике — какая разница как выглядит импульсный милливольтметр, если его производит лишь один завод? Купят даже если он будет просто коробкой! Кроме того ГОСТы не регламентируют красивости, а любая эстетика это повышение себестоимости.
Хотя давайте перейдем к примерам. Вот кнопочные посты КУ121-2 выпуска 56-59 годов:
Особенно прекрасен средний — травленые шильдики «пуск» и «стоп», характерный шрифт и текстура поверхности. Текстура создавалась вручную — выбивая трехгранным инструментом в пресс форме:
Мастер следил за заточкой инструмента и время от времени менял ориентацию, поэтому поверхность красиво блестит, как поверхность после шабрения.
Но позднее от этого всего отказались, вот вам для сравнения кнопочный пост более позднего производства — форма упрощена, декоративные элементы убраны.
Как была объявлена борьба с «архитектурными излишествами», так постепенно эти «излишества» стали исчезать и из других сфер. Вот один из немногих примеров сохранения декора — кнопка КУ121/1 1971 года:
Вот еще пример победы технологичности над эстетикой, микроамперметры 60х-70х и 80х. Последний так вообще не разборный и собран на герметик.
Один и тот же прибор, но у левого решили добавить просто две декоративные полосочки. Наверное мастера по изготовлению пресс-формы были в восторге:
Еще пример, два прибора. Но левый просто сделан, а у правого разработчик решил добавить немного красивостей — форма крышки уже отличается от прямоугольника, да и декоративные ребрышки присутствуют:
Стрелка тоже довольно интересная:
Я сильно сомневаюсь, что дизайн — было указанием сверху, скорее всего это была инициатива самого конструктора. И в самом деле, какая разница как выглядит частотомер?
Вот еще, киловольтметр С50 электростатической системы с проекционной стрелкой. Жаль у него оборван подвес. Корпус — в стиле ар-деко:
Еще пример. Различная документация обычно выполнялась строго — просто книжица с названием на обложке. Иногда на обложке присутствовало изображение прибора (как пишущая машинка ятрань или диапроектор ЛЭТИ). А теперь посмотрите как сильно контрастирует буклет «гидрораспределители» с морским животным на обложке!
- А давайте на справочную брошюру нарисуем кальмара! Зачем? Просто потому что красиво!
А вот бытовое устройство — автотрансформатор АРН-250.
В наплыве прячется лампочка подсветки вольтметра:
Жаль он не уцелел полностью — нет выключателя и рукоятки.
Текстура решетки:
Но вернемся к промышленным устройствам. Осциллограф от аналоговой вычислительной машины Экстрема-1:
Вряд ли была острая необходимость морочиться с шарниром, обычная компоновка с неподвижной трубкой тоже отлично бы работала.
Следующие на очереди — вольтметры. И только поставив их для фотографирования я заметил, что они похожи! Сделаны на одном заводе. Сразу вспомнил вот этот пост (https://bootsector.livejournal.com/86595.html)
Левый прибор окрашен краской с муаровым эффектом:
Она была в моде до начала 60х, после этого практически все приборы окрашивались эмалью с молотковым эффектом:
Муаровая эмаль в макрофотографии:
Надписи нанесены гравировкой:
У прибора справа надписи уже нанесены краской:
Гайка тумблера гладкая хромированная. Чаще встречал круглую с накаткой, а у более поздних приборов все чаще не парились и делали просто шестигранную:
Отверстия вентиляции:
В музее внешний вид прибора иной.
Кто сказал фолаут?)
Обилие отверстий вентиляции — вынужденная мера для ламповой аппаратуры. Вот неизвестный мне прибор, какой-то блок питания из состава аппаратуры:
Ну и наконец самый красивый — генератор:
Обратите внимание на рифму — две полоски на рукоятке переключения диапазонов, на рукоятке настройки частоты, на рукоятке установки вывода и на оребрении корпуса.
Завод отдельно закупал красную краску. Просто подкрасить ребра на ручках!
Тумблер тоже ретро стиля, позже его упростят до усеченного конуса и будут производить до настоящего времени:
Краска зеленая с муаровым эффектом:
Ну и напоследок. Угадайте год:
Я как увидел — подумал что 60е — всё-таки карболит не самый лучший материал для корпуса — ударопрочность низкая. Оказалось мост постоянного тока Р333, год выпуска 1990й:
Брошюра с кальмаром сразу напомнила серию книг O’Reilly по программированию
https://habr.com/ru/post/175553/
Текстура на кнопочных постах выглядит эффектно, но, может, от неё отказались из-за непрактичности, из-за того, что она собирает грязь, которую потом сложно убрать, а нетекстурированную поверхность достаточно протереть тряпочкой?
Доподлинно не известно. В комментариях на пикабу Bootsect рассказал две байки, почему отказались от текстурированной краски с муаровым эффектом в пользу молотковой, Одна из них — что в случае ядерной войны, поверхности с шершавой текстурой будет сложно дезактивировать от радиоактивной пыли, поэтому и перешли на молотковую, дающую гладкую поверхность.
В ваших статьях на тему советского оборудования всегда сквозит некое удивление — дескать разве в тоталитарном совке было место культуре, разве могли забитые советские рабы задумываться о красоте и эстетике? Отвечу цитатой:
Сталин Иосиф Виссарионович 4 мая 1935 года: «Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры. Надо понять, что при наших нынешних условиях кадры решают всё. Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима. Не будет у нас таких кадров – будем хромать на обе ноги.»
мое удивление связано не с тоталитарностью, а скорее с тем, как эстетика увязывалась с весьма плотной системой ГОСТов. Кроме того, производство изделия могло передаваться с одного завода на другой, где технологические возможности были не столь широки, и соотвественно под «доработку» попадала эстетическая составляющая.
«»У прибора справа надписи уже нанесены краской:»» — на фотографии с этим комментарием очень характерный цвет самого корпуса прибора, напоминает молотковую краску.
Подскажите, как можно сейчас добиться такого же ?)
заранее спасибо))
Да, он окрашен молотковой эмалью, если я правильно вас понял. Это обычная краска, эффект проявляется за счет свойств самой краски. Мы в мастерской ей красим без каких-то особых технологических секретов.