Варламов, урбанистика и культ карго.
Сейчас появилось много самоназванных урбанистов — и это хорошо, они начали привлекать внимание к качеству городской среды. И вот, я купил книгу одного такого @varlamov.ru Книга в соавторстве с другим довольно известным персонажем — Максимом Кацем. Книга называется «100 советов мэру». Издательство Альпина Нон-Фикшн 2021 год.
В принципе RSS ленту блога Варламова закинул в агрегатор и следил краем глаза очень давно, еще до эпохи когда Илья пошел в ютуб. Далеко не во всех вопросах с Варламовым согласен, а в некоторых радикально противоположного мнения.
Книга позиционируется как 100 советов мэру, на тему как нам обустроить Росси как сделать хороший город и богато иллюстрирована фотографиями из многочисленных поездок автора по миру. Но читая книжку меня не покидало ощущение, что что книга в реальном управлении городом будет бесполезна
- Книга капитанская и преходящая в менторскую
В ней много довольно очевидных вещей, которые вроде и так понятны и не требуют пояснений и доказательств. Но из-за этого она плавно переходит в тон — надо вот так и все, потому что так правильно. Без доказательств, убедительных разъяснений, потому что бывает два мнения, мое и неправильное. Причем много отсылок без ссылок на источники. «там-то и там то от этой практики отказались потому что она была ошибочная» — так дайте ссылку на источник, на анализ, может глубинные причины были иные?
Например снижение преступности в Нью-Йорке Илья связывает с теорией разбитых окон, мол начав бороться с граффити (стр 282) это повоздействовало на горожан, и видя, что тут не забалуешь — криминал сошел на нет. Но вот в книге «Фрикономика» снижение уровня преступности к 90м объясняют иначе — в США в 1973 году легализовали аборты — как раз 20 лет разницы, после легализации нежеланные дети перестали рождаться и пополнять ряды уличных банд. И вот вопрос — кто прав?
Научный метод исследования подменяется экспертной оценкой, и в этом огромный вред. Урбанисты хотят в местах где много дорожных знаков использовать уменьшенные версии, ГИБДД кричит, что водители уменьшенные на треть знаки не увидят, в итоге вокруг знаков делают кислотные рамки. Но ни те ни другие не оперируют цифрами или результатами эксперимента.
- Не нужно путать туризм и эмиграцию.
Побывав в других городах может создаться ложное впечатление, что можно позаимствовать удачную практику не получив хвоста «проблем» этой самой практики. У каждой медали всегда есть оборотная сторона. Например общественное пространство — это круто и лавочки во дворе это прекрасно, но что делать с жалобами жильцов на шум из окружающих домов — автор умалчивает. А у меня во дворе лавочку спилили, так как на ней собирались и шумели бухарики. Или например повсеместное использование плитки на тротуарах — оно конечно круто, но что делать с очисткой этой плитки от наледи зимой? Асфальт, при всех его недостатках, дает сносный результат при широком диапазоне рукожопости эксплуатантов. Оно конечно прикольно гонять на BMW, но если ты живешь в деревне, где механик только Петрович — то жигули будут предпочтительнее, они будут хоть как то на ходу.
- Хорошо быть богатым и молодым. Плохо быть старым и больным.
Любое развитие города — это задача оптимизации — попытка получить максимальный результат при вводных — имеющийся бюджет, текущее состояние города, кабальные договоры заключенные предыдущей администрацией, внутренние интересы разных начальников подразделений… (Если у тебя нет своей команды и не сможешь договориться — будет саботаж и позорная отставка) И решение проблем города все-равно выйдет в плоскость НЕ урбанистики — политики, коррупции, устаревших ГОСТов, а там глядишь и до критики капитализма дойдет. В екатеринбурге мэрия может и рада сделать удобный пешеходный переход, только прибегает ГИБДД с ГОСТом, и начинается канитель, после которой желание проявлять инициативу отпадает. (https://www.e1.ru/text/transport/2017/11/20/51516621/) И как быть мэру? Как в анекдоте — я не тактик, я стратег?
- Нужно делать так, как нужно. А как не нужно — делать не нужно.
В целом книга оставляет впечатление урбанистического культа карго — если скопировать _внешние_ атрибуты удобного города то жизнь сама наладится и город станет прекрасным. Стойкое ощущение, как от большинства «научпопа», когда вместо системного подхода с анализом взаимосвязей, причин и следствий нам предлагают легкоусвояемое попурри из фактов. Прочитал 100 занимательных физических фактов и преисполнился в своем познании физики как профессор, не меньше.
Варламов конечно достоин уважения хотя бы за фонд «Внимание!», но в целом книга не тянет на что-то монументальное, хотя для совсем случайных людей со стороны, случайно оказавшихся в кресле мэра может пойдет, немного расширить сознание. Например администрации Екатеринбурга, которую вертят на оси застройщики как хотят, а по скорости переобувания бьет рекорды. («Заслугам» администрации Екатеринбурга вообще надо посвящать отдельный пост.)
А вот бонус — бинго для просмотра любого видео про урбанистику.
Правда ирония в том, что почти по всем пунктам бинго я скорее соглашусь. А так как Илья способен к самоиронии за что респект) вот и Варламов-бинго, можно вооружиться для чтения комментариев:
Спасибо за обзор! Мне рассказывали об этой книге и конечно же расхваливали. Однако я читал всего пару статей Варламова и уже имею предвзятое мнение к нему (вот как раз из-за того что по его словам «бывает два мнения, мое и неправильное»). Вот и о книге у меня заочно сложилось мнение что в ней содержатся сометы мамкиного урбаниста, и ваш обзор моё мнение о книге подтвердил.
Я рад, что мой обзор пригодился)
Посмотрев пару роликов Каца, в одном из которых он сделал такое заявление, что «Маркс и Энгельс — посредственные экономисты конца 19 века», я всё думаю — как можно воспринимать такого человека всерьёз, да ещё и покупать книги за его авторством?
я не являюсь завсегдатаем ютуба, но Кац противный персонаж, да.