Про информатику

Есть в школах и институтах такое предмет как “информатика”. Его изучают все, но есть проблема. Огромная проблема. Содержимое курса.

Создается впечатление что курс составляют не айтишники, не практикующие специалисты, а те, кто сам курс освоил по книжкам 20 летней давности и успешно копирует структуру и данные оттуда, не осмысливая их суть.

Вот например на фото выше составители курса забыли про рекомендации комиссии МЭК, и явно недоговаривают про единицы СИ. приставка гига- это таки 10^9, и если будет такой вариант и студент его выберет – он будет формально прав. Мне попадались задания где можно выбрать такой ответ. Поэтому отсылка на ГОСТ 8.417-2002 была бы далеко не лишней.

Или вот еще пример:

Если книга сохраняет форматирование в ACSII то там как минимум куча <CR> и <LF>, это нужно учитывать или нет?

Итогом такой политики является студент, в голове которого есть смутные представления об алгоритмах (на языке паскаль, вот спрашивается зачем давать мертвый язык, когда вполне достаточно современных?) о системах исчисления, но начисто отсутствуют знания необходимые для комфортной повседневной работы за компьютером, например концепции разделения представления и содержания (выравнивать текст пробелами в ворде – на каждом углу). А потом и имеем “съеденные злобным вирусом видео с видеорегистратора попавшего в ДТП попа” или присланные скриншоты в .bmp. Я считаю, что не нужно гуманитариям давать подробно углубленные знания, такие как перевод чисел из одной системы исчисления в другую столбиком когда достаточно показать такую функцию в калькуляторе. Лучше пусть лучше понимают что один пароль на все – плохая идея. А инженеры это познают на спецкурсах уже видя архитектуру вычислительных машин.

Книги по информатике капитально не пересматриваются, при этом довольно забавно в книге 2011 года издания читать про световое перо как устройство ввода, причем без пометки “историческая справка”. Вообще в той книге, которую я листал когда готовил работу, а это был учебник информатики для ВУЗов, было видно как сильная и ладная теоретическая часть контрастирует со слабенькой практической, где описание текущего положения дел делалось чайником.

Я убежден, что учебник по информатике напечатанный на бумаге уже устарел, поскольку цикл публикации бумажной литературы очень медленный, а обстановка меняется стремительно. Идеален был бы курс и учебник который бы пересматривался ежегодно, причем сообществом спецов.

Господа, у кого есть какие идеи по тому, что нужно давать в курсе информатика, а что нужно выносить на специализированные курсы?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5 комментариев

  1. Да уж, образование у нас просто никакущее!
    Я отучился 4 года по специальности “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”, что могу сказать, я потратил впустую четыре года, обучение абсолютно ничего не дает, информацию дают 30-летней давности.
    Изучали Turbo Pascal, и это в 21 веке!
    Мало того, многие преподаватели некомпетентны, тупо зачитывают лекцию с листа, на вопрос по теме ответить не могут.
    Вобщем, я понял одно, если действительно хочешь получить знания, самообразование гораздо более эффективно. Благо сейчас, найти любую информацию не представляется трудным.

  2. помниться, как на пальцах информатик в школе что то объяснял 2 года… с 99-го года я до сих пор не понял что хотело министерство образования вдолбить нам в голову, и зачем…

  3. Уровень образования зависит не только от министерств, но и от преподавателей. Мне повезло с преподавателями информатики и в школе и в ВУЗ-е.

    Хороший преподаватель, дает всем информацию по программе, а тем, кто может больше, тому дается свобода действий. Так в моей сельской школе давали немного теории, потом тест. Те кто выполнил тест могли садиться за компьютеры (8-ми битные Корветы) и играть в игрушки. Я же просил в начале занятия тест, и через пять минут от начала урока я уже сидел за компьютером и сам писал на Бе́йсик-е игрушки.

    У меня таланта преподавать нет. Уже на 3 мое занятие (бесплатный факультатив) пришло 0 школьников =). Не смог заинтересовать.

    Самообразование тоже бывает разное. Недавно закончил изучение бесплатного курса по алгоритмам на http://www.coursera.org. Это курс читается в Принстонском университете. С самой первой лекции становится интересно, хорошая подача материала, правильно подобрана информация. Из этого курса я узнал и ЗАПОМНИЛ полезной информации больше, чем из всех прочитанных мною книг. Прекрасные практические задачи, которые решаются не простым быдлокодерством, в некоторых случаях я по пол дня тратил на обдумывание решения. Автоматическая система оценки практических заданий основанная на модульных тестах меня просто поразила. Великолепный курс. Если бы у нас так читались курсы, то годы обучения в ВУЗ-ах не казались бы бесцельной тратой времени.

    Прошу прощения за столь длинный комментарий.

  4. Я согласен про учителей – я учился не в сельской школе, но в глубинке. То что в школе было до 10 класса и звалось информатикой даже близко нельзя назвать информатикой. А в 10-11 классе у нас был другой учитель. Буквально за пару месяцев я узнал больше чем за предыдущие годы информатики. Мы писали программы на паскале. Программы разные, много. Даже было несколько занятий по решению задач оптимизации в экселе(функция “подбор параметров”). Когда же я и некоторые мои одноклассники поступили в центральный ВУЗ нашего региона, то мы оказались очень даже не плохо подготовленными.

    Поэтому всё действительно зависит исключительно от преподавателей.

    • Роль учителя конечно важна, но он действует в рамках образовательного стандарта, поэтому нужно менять сам стандарт, если его содержимое не отвечает современным требованиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post comment

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: