Химический карандаш – копирование бумаг сотню лет назад.

Last modified date

Comments: 0

Непозволительно мало информации про химический (копировальный) карандаш в рунете. Буквально пару заметок, хотя это изделие до сих пор производится вот уже сотню лет и не используется для первоначальных целей вот уже давно🙂 Исправляю эту несправедливость.

Задача копирования в делопроизводстве была всегда – юристам, банкирам, предпринимателям, чиновникам постоянно нужно копировать информацию. Вплоть до изобретения копировального пресса этим занимались специальные люди (писарь) вручную переписывая документы, знак-в-знак. В 1780 Джеймс Уатт (тот самый изобретатель паровой машины) патентует копировальные прессы – простой винтовой пресс и роликовый пресс, который значительно упростил этот процесс и оставил многих копировщиков без работы. Вот рисунок из патента:

Помимо винтового пресса были и более компактные, даже портативные модели в виде двух вальцов, такой например был у Джорджа Вашингтона, что позволяло ему копировать все свои письма. Документ записывался пером с использованием специальных медленно сохнущих чернил, и позволял получить копию в течении суток после написания (но лучшие результаты были в течении нескольких часов). На еще не высохшие чернила накладывалась тонкая бумага, и прижималась прессом – получался зеркальный отпечаток. Но поскольку бумага была тонкая (вроде кальки, или папиросной), то отпечаток просвечивал и не вызывал затруднений в чтении.

Картинка с https://www.bukowskis.com/en/auctions/559/692-james-watt-s-patent-portable-copying-machine-marked-j-watt-co-patent-and-james-watt-co-of-soho-patent

Для удобства клерков, например для копирования всех исходящих писем, выпускались даже целые копировальные книги – со страницами из тонкой бумаги.
Свеженаписанное письмо закладывалось меж страниц такой книги и отправлялось в пресс на минутку-другую, в итоге на странице оставался отпечаток – копия письма. Оригинал извлекался и отправлялся адресату, но в архиве в этой книге всегда можно было найти копию. При определенной сноровке и качестве чернил, удавалось снять даже несколько копий. Именно благодаря такому нехитрому изобретению для истории сохранились письма например того же Вашингтона или Джеферсона.

Прекрасная реклама – и пресс, и книга и копировальные карандаши в одном месте:

А вот здесь есть видео с работой такого пресса: https://www.mountvernon.org/library/digitalhistory/digital-encyclopedia/article/copy-press

Реклама прессов и копировальных книг:

И вот, в середине 19 века изобретают синтетические анилиновые красители – дешевые, насыщенные, стойкие, по сравнению с натуральными – просто прорыв. (На тот момент были доступны  неорганические пигменты – вроде сурика или желтого кадмия, а также получаемые из природных источников –  например кошениль или пурпур. Некоторые цвета, например пурпур, были невероятно сложны в добыче, и из-за этого дороги. Фиолетовые штаны мог себе позволить только очень богатый человек. Поэтому появление синтетических красителей очень сильно повлияло на моду, визуальную культуру) Визуальная культура викторианской Англии, как и расцветки обоев в помещениях тех лет отчасти обязаны палитре доступных анилиновых красителей.

В 1870 на сцене появляется копировальный карандаш. Это обычный графитовый карандаш, у которого в шихту для грифеля дополнительно добавлен краситель. Выглядит как обычный карандаш (впрочем выпускались и цветные), так же чертит, оставляя след, но стоит чуть увлажнить бумагу… частички красителя растворяются и ярко окрашивают бумагу – под черным следом графита появляется яркий след как от чернильного пера. Копировальным он назывался потому, что к написанному им можно было прижать прессом увлажненную бумагу – на ней останется зеркальный след от написанного.

В России мы называем его копировальным, или химическим. В англоязычной среде он именуется как “copyng pencil” (копировальный карандаш), и как “indelible pencil” (нестираемый карандаш). Это создает некоторую путаницу. Вот один из патентов 1877 года на копировальный карандаш:

Митчел (C. A. Mitchell) так описывал 1916 год: “В настояще время хоть копировальные карандаши иногда используются для копирования документов, чаще они используются как утилитарная вещь, оставляющая неудаляемые следы”. Получается некоторая путаница, так как две функции взаимопересекаются в одном изделии.  Тут стоит отметить, что копировальные карандаши подошли как нельзя кстати для использования с копиркой, изобретенной в начале 19 века. Перьевые ручки не создавали достаточного давления, что бы копирка хорошо отпечаталась, а карандаш, наоборот – хорошее давление создавал, но написанное им потом можно было подчистить. А написанное копировальным карандашом не только отлично отпечатывалось копиркой, но и закреплялось простым увлажнением. До широкого распространения шариковых ручек пройдет еще почти пол века.

“Неудаляемые” карандаши были и до появления химических – на базе ляписа – нитрата серебра и использовались в основном для маркировок текстильных изделий – в контакте с тканью ляпис оставляет темные следы (а ляписный карандаш до сих пор продается в аптеках) Они выпускались вот в таком прекрасном деревянном чехле (из коллекции: https://fredspencils.wordpress.com/2013/07/13/clarks-indelible-pencil/):

А вот наклейка с упаковки – предлагается увлажнить и разгладить ткань плоским концом, а затем сделать надпись карандашом.

Пометки химическим карандашом – ночной кошмар реставратора, такие пометки на документах тех лет можно спутать с обычным карандашом, но при контакте с водой или растворителями пометка расплывется синими следами на бумаге.

Фирма koh-i-noor выпускала химические карандаши под торговой маркой “mephisto”, химические карандаши боялись влаги (из-за чего краситель окрашивал все вокруг и терялся товарный вид) поэтому даже фирменная витрина для карандашей этой марки имела защитную дверцу со стеклом.

Именно их я купил на e-bay, стержни для цангового карандаша, с ними мы будем экспериментировать в конце поста.

Во время первой мировой войны химические карандаши были настолько востребованы, что англичане покупали у американцев тысячи таких карандашей в неделю. Карандаш был значительно удобнее в полевых условиях чем классическое перо с чернильницей, и при этом сохранял свою нестираемость.

Но не все было так гладко – анилиновые красители штука не безобидная, некоторые варианты были весьма токсичными, и имевшие нехорошую привычку тянуть все в рот (или слюнявить пальцы) получали свою дозу красителей в организм, вплоть до смертельного отравления (описан как минимум один случай машинистки, которая контактировала с красящей лентой, и касалась испачканными краской пальцами рта.)

В Золотом Теленке Ильифа и Петрова (1931 год) химический карандаш упоминается как утилитарная письменная принадлежность:

Там по его просьбе чемодан зашили в рогожку и накрест перевязали бечевой. Получилась простецкая с виду посылка, какие почтамт принимает ежедневно тысячами и в каких граждане отправляют своим родственникам свиное сало, варенье или яблоки.
   Остап взял химический карандаш и, возбужденно махнув им в воздухе, написал:
   ЦЕННАЯ   Народному комиссару финансов. Москва.

Или вот:

Изредка только попадалась кепка, а чаще всего черные, дыбом поднятые патлы, а еще чаще, как дыня на баштане, мерцала загоревшая от солнца лысина, на которой очень хотелось написать, химическим карандашом какое-нибудь слово. Учреждение, в котором служил человек в сандалиях, называлось “Геркулес” и помещалось в бывшей гостинице.

Не смотря на более чем столетнюю историю, химические карандаши до сих пор выпускаются, буквально недавно я видел их в АШАНе.

В России они до сих пор есть в каталоге красинской фабрики: (http://karandashkrasin.ru/)

В современном виде химические карандаши часто применяют не по прямому назначению. Наверное самый популярный вариант, который просто лезет при любом поисковом запросе – определение качества меда – якобы если грифель такого карандаша не окрашивает мед – значит мед качественный. Плохие новости – способ не работает, причем известно об этом давно, например об этом была статья В. Чудакова в Журнале “Пчеловодство” №10 за 1972 год. Способ так же не поможет выявить инертные наполнители в меде, не сможет подсказать, что пчел кормили сахарным сиропом вместо нектара, не поможет выявить загуститель и ароматизаторы.

Другой забавный способ – это домашняя стеганография. Посмотрите на это сообщение, слева исходный вариант, а справа – смоченный:

В книге “Искусство шпионажа. Тайная история спецтехники ЦРУ”, которую я рекомендую к прочтению, Кейт Мелтон описывает секретное сообщение для агента, которое было спрятано в письме и проявлялось только если его намочить. Подробностей для воспроизведения технологии не приводится, но вы теперь можете сделать похожую вещь при помощи химического карандаша).

Ну и наконец я сделал 16 минутное видео, которое частично передает содержимое этой статьи, но и дополняет его некоторыми демонстрациями:

https://youtu.be/fiCpIRZMjW4

Источники:

Наиболее значимый: https://cool.culturalheritage.org/coolaic/sg/bpg/annual/v17/bp17-05.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post comment

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: