Last modified date

Comment: 1

Так получилось, что в инстаграме одна из барахолок выставила настольную лампу. Относительно недорого и как раз для одного планируемого арт-объекта. Так что я ее купил и быстренько отреставрировал.

Вот так она выглядела в исходном виде. Утеряна ручка выключателя, карболит помутнел, на нем слой грязи и следов от рук, но нет трещин и сколов. Патрон немного потрескался от нагрева, но цел. Год идентифицировать не удалось – на донышке не оказалось клейма краской с датой производства. Лампа производились на заводе “карболит” в Орехово-Зуево длительный период времени, с 1932 до начала 70х. Как оказалось – прототипом лампы являлась лампа “sigma” за авторством Christian Dell, которая производилась компанией Heinrich Römmler AG примерно в районе 1932 года.

Обратите внимание на рисунок на корпусе, поясняющий работу с механизмом выключателя, и что выключатель у лампы не родной. Нажатие на кнопку лампу включало, а для ее выключения нужно было потянуть кнопку вверх. Судя по всему у нас производилась точная копия лампы. Визуально вижу только другой винт крепления шарнира абажура (у нашей лампы шпилька с двумя гайками), и у оригинала винты коромысла закрыты.

Нижняя крышка прижимает пружины клиньев шарнира, так что откручиваем придерживая.

Не очень понятно, родная ли это проводка, но концы облужены. Мое личное ИМХО, что этот способ обработки концов ненадежен – оловянно-свинцовый припой ползуч, и такое соединение мне редко когда попадалось не ослабшим. Выключатель сломан, и в таком виде опасен – металлическая часть может оказаться под напряжением.

Причина, почему сразу включать в розетку найденные у дедушки в сарае приборы – плохая идея:

Контакт коромысла с абажуром и подставки реализован двумя латунными винтами по оси вращения, в самой подставке два полосовых контакта.На удивление, следов нагрева нет, контакт оказался достаточно надежен.

Половиним коромысло:

Складываем в контейнер и отправляемся мыть в теплой воле с зубной щеткой и средством для мытья посуды. Увы, карболит нельзя мыть сильнощелочными средствами, вроде “антижир” – он от них разрушается. В посудомоечной машине тоже мыть нельзя – разрушается. Вот отмытая деталь – видно, что карболит скрытый от солнца блестит как новенький, а вот открытый свету помутнел и стал светлее.

Вот на этом фото видно, что лампа стояла на столе справа – обращенная к окну половина помутнела сильнее.

Все отмыли:

А теперь вопрос – “что делать”? Можно оставить как есть. Можно подновить, и тут много вариантов, на форумах уже обсуждено по несколько раз. Я решил покрыть тонким слоем прозрачного лака – во первых это обратимая операция, а во вторых результат быстрый и с минимумом усилий. Полировать вручную я точно не хочу – полировка углублений и внутренних углов это адов труд. Детали, покрытые лаком:

Меняем провода на новые. Наконечники я сделал современные, так надежнее.

Механизм трения шарнира опоры – два подпружиненных клина и кусок кожи.

Для выключателя подобрал рукоятку из ящика с мебельной фурнитурой – вышла чуть чуть крупнее чем нужно. Утерянную часть диэлектрика кнопки сделал склеив несколько дисков полистирола, предварительно нарезанных лазером. Взял ударопрочный полистирол, но можно было использовать любой современный пластик.

Если утерян родной крепеж – то проблема. Карболит хрупкий, а поверхность прилегания конусная. Эластичные прокладки – ваши друзья.

Ну и фото итога.

Степень подвижности и световой рисунок:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отблагодарить звонкой монетой

1 Response

  1. Винтажненько! 🙂
    Ржавая чугуняка в основании – “гиря” для устойчивости? Из тех времён, когда чугуний ещё не экономили…

    Как-то покупал напольный китайский вентилятор – там этот груз был выполнен из минерально-полимерного композита (попросту песок, спечённый с полиэтиленом).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post comment

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: