Дети шпионов 4 и технологии 3D
В далеком 2003 году вышел фильм «Дети шпионов 3D», где на входе давали очки-анаглифы, и одев их по команде с экрана можно было увидеть трехмерную картинку. Технология очень старая, но тогда это казалось интересной экзотикой. С тех пор появились более продвинутые технологии трехмерного кино и 3D начало свое победное шествие по кинотеатрам. Недавно же на экраны вышло продолжение детей шпионов, на этот раз 4D — с запахами. Ради этой экзотики я прогулялся в кинотеатр.
Содержание самого фильма опустим — не для этого мой блог, нас интересует технологическая часть.
На карточке нанесен состав с запахами. Пошкрябав по команде цифру можно ощутить запах того, что происходит по сюжету. Возможно что то с моим носом не так, но из 8 запахов я явно различаю только 4. Остальные смутно, слепой тест наверное не прошел бы. В общем экзотично, но не впечатлило.
А теперь про технологии трехмерного изображения.
Человек имеет стереоскопическое зрение, оно нужно ему как хищникам для точной оценки расстояния до добычи. Левый глаз видит картинку, отличную от таковой для правого глаза, и мозг за счет анализа этой разницы строит представление об объеме. Следовательно, чтобы создать иллюзию объема нужно любым способом заставить каждый глаз видеть только свою картинку. В кинотеатрах этого добиваются 4мя технологиями.
1.Анаглифы.
Разделение картинок производится светофильтрами. Например левый глаз закрывают красным, правый синим. Именно эта технология использовалась на детях шпионов 3, очки от которых на фото выше. Она самая старая и сильно портит цветопередачу.
2. Модифицированные анаглифы.
Она же система Dolby 3D. Очки имеют хитрые интерференционные светофильтры, которые имеют спектр пропускания с несколькими пиками. Вот картинка из википедии по которой всё понятно:
За счет того, что спектр между глазами разделяется в нескольких полосах, цветопередача практически не страдает. Модификация проектора минимальна — нужно лишь удвоить частоту кадров и добавить вращающийся светофильтр. Это недорого, и возможно поэтому подавляющее число кинотеатров у нас в городе используют эту технологию (Титаник, синемапарк, салют). Минус — очень дорогие очки, я помню цифру порядка 100$. Именно из-за такой цены на выходе стоит противокражная рамка и вас просят вернуть очки.
3. Поляризация.
Если картинку для левого глаза проецировать светом с горизонтальной поляризацией, а для правого — с вертикальной, то их можно будет разделять при помощи других поляризаторов. Так в IMAX в Синемапарке используется эта технология. Плоскости поляризации левого и правого глаза в выдаваемых очках перпендикулярны. Из минусов — нужен экран с покрытием, которое не будет менять плоскость поляризации падающего света. При наклоне головы картинка тоже будет двоиться. Но как плюс — очки дешевы, что их можно сделать одноразовыми.
4. Активные затворы.
Она же технология XpanD. Используется в самом большом зале ККТ Космос. Очки снабжены батарейкой и системой синхронизации. Жидкокристаллические затворы быстро затемняют левый глаз, когда показывается картинка для правого, и правый когда для левого. Точно такой же принцип используется в очках для трехмерных телевизоров. Минус — дорогие очки и нужно менять батарейки.
Что же касается не кинотеатров, есть еще парочка технологий
1. Микролинзовый растр.
Картинка с википедии:
Не требует очков. Разделение картинок происходит при помощи специальных микролинз. Все переливающиеся открытки, магниты на холодильник и прочая сувенирная продукция использует этот способ. Минус — снижается разрешение и малые углы обзора.
На иннопроме на стенде оптикомеханического завода был целый телевизор, работающий по этому принципу:
Шильдик с названием производителя был заклеен пленкой.
2. Стереопара
При помощи призм/линз и других ухищрений показываем отдельную картинку правому глазу, отдельную левому. Например разместив перед каждым глазом по маленькому экрану. По этому принципу работают стереоочки-мониторы.
Из популярного вроде всё, сильно экзотику не трогаем.
Модифицированные анаглифы — даже такое есть) Спасибо. Интересно пишете.
Есть ещё система с очками, левое и правое стекло которых пропускает свет с противоположными знаками циркулярной поляризации. Применяются так же, как обычные поляроиды, только нечувствительны к углу повороту головы.
Да, masterimage, буквально недавно с ней столкнулся в карофильм.
Понимаю, что у статьи скоро юбилей, но всё же набегу в комменты.
Есть ещё одна «технология» с очень узкой областью применения, но тем не менее любопытная. Неотъемлемая часть её: в кадре постоянно должно происходить движение в одну сторону, например камера должна вращаться вокруг снимаемого объекта. Если при этом один глаз закрыть затемняющим фильтром, например солнечными очками, информация об изображении в мозг будет происходить с небольшой задержкой, таким образом в каждый момент времени глаза будут видеть соседние кадры, а не один и тот же, которые как раз имеют параллакс, называется эффект Пульфриха. Есть неплохое видео на эту тему https://www.youtube.com/watch?v=Q-v4LsbFc5c