Как я провел лето. История в картинках.
Вот уже второй год лето превращается в марафон с работой в две смены, и я могу сказать — это прекрасно! В декабре мы завершили второй сезон ТомСойерФеста в Екатеринбурге, и для меня фестиваль стал порцией веры в людей, лекарством от синдрома «какуюстранупросрали». Кто из Екатеринбурга, возможно увидит знакомые лица, как оказалось город миллионник — большая деревня.
Я уже писал на пикабу о фестивале в прошлом году, тогда мы восстанавливали дом по ул. Вайнера 68. О его судьбе я скажу в конце. В этом году мы взялись за дом №6 по ул. Чернышевского. Это практически самый центр города, и застройка улочки сохранилась чудом — наличие тоннеля метро под улицей спасло многие дома от сноса и замены безликими стекляшками-офисными многоэтажками. Вот так дом выглядел весной:
Дом жилой, и во многом это позволило ему сохраниться. Точный год постройки мы не смогли узнать, в справочнике 1889 года он уже есть, а на более ранней схеме 50х годов 19 века его еще нет, так что он был построен приблизительно между этими датами:
Добротный сруб из лиственницы на каменном фундаменте, в Екатеринбурге на то время уже было запрещено строительство домов без каменного фундамента. Кирпичная стена слева на фотографии — самый настоящий брандмауэр, или противопожарная стена, одна из немногих сохранившихся в городе.
В прошлом году у нас уже сложился рабочий костяк команды, мы обзавелись некоторыми связями и инструментом, а главное опытом, поэтому работа пошла гораздо быстрее. Одной из моих задач было изготовить утраченный декор к открытию фестиваля, детям нельзя на второй ярус лесов, а пошкурить элементы декора для подготовки к покраске можно на земле. Вот так выглядели наличники:
Если форму и размеры элемента внизу, между стрелочками удалось восстановить по следу на дереве, то вот форма сережки внизу — не ясная. И тут на помощь пришла фотография 1930х годов:
Криповая фигура в окне — сам Н.П. Топорков, он пережил революцию и репрессии, и история нынешних жильцов дома пересекается с потомками Николая Петровича, но это совсем другая история. На фото видно не только форму серёжек наличника, но и то, что снизу был такой же элемент, как и с боков! Если б не эта фотография, мы бы даже не догадались об утраченном декоре, так как следов не осталось. Также видно, что дом имеет водосточные трубы и сруб ничем не зашит. Сруб зашили досками в 70х годах.
Сам дом сохранился неплохо, хоть и отсутствовало множество зубцов декора. Кровля требовала замены, половина крыши дома была закрыта листами оцинковки, вторая половина — дырявой фальцевой кровлей. Меня всегда забавляло, когда у дома несколько хозяев, и половина дома стоит отремонтированной, а вторая половина — не очень, это все равно как носить носок на одной ноге. Кровля — была самым болезненным вопросом для нас, ей должны заниматься профессионалы — работа на высоте для неподготовленного человека опасна. Да и исторически должна быть фальцевая кровля, работа с которой не так проста. Ну и кровельщики не готовы, как мы, работать за идею. Поэтому нам надо было собрать денег (почти 420 тыс) на кровлю, и фонд «Внимание» (того самого Варламова, @Varlamov.ru) нам помог в сборе денег (60 тыс руб. нам помогли ГазПромНефть, а недостающие средства собирали через фонд.). Именно дырявая кровля и отсутствие водосточки — причина разрушения деревянных домов, где есть сырость — там и гниль, если вопросы с влагой решены — деревянный дом простоит сотни лет.
На фото видно, что одно из окон было заглушено и выведена вентиляция. Пришлось рисовать и изготавливать декоративный кожух, в стиле остального дома. Ворота и секция забора оригинальные, слышавшие конные повозки, заставшие революцию, Великую Отечественную Войну…
Декор я изготавливал на работе, хоть это и не профильная для нас продукция. Резал ЧПУ фрезерным станком, у тонких элементов последний миллиметр припуска срезал лазером — очень не хотелось шкурить бахрому. Все из цельного дерева, никакой фанеры — склеенное может разрушиться.
Так как сруб зашили досками в 70е, торцы бревен тоже оказались закрыты дощечками, при этом очень неаккуратно. Александр Бурцев из комфортной среды (http://komsreda.tilda.ws/) спроектировал и смонтировал декоративные щиты, аналогичные тем, что использовались на подобных домах, а декоративная лопатка размещенная на них, аналогична такой-же на столбах ворот. Вы можете их заметить на первых двух фотографиях: до и после. Это самый спорный момент в плане реставрации, но расшивать сруб мы не стали, а оставить кривые дощечки мы тоже не могли.
На открытии было много народу — это и те, кто поддерживал нас в прошлом году, и те, кто узнал о нас впервые. Компания Италл, которой принадлежат некоторые помещения на улице, на время фестиваля выделили нам подвальчик, который мы использовали для хранения инструмента, переодевания, спасения от дождя. Подвальчик летом нам казался «что так холоднаааа???!», а вот осенью «урааа, наконец в тепло!!!». К торжественному открытию мы поставили леса, так что можно было начать работать. К сожалению, когда много желающих поработать — мы, организаторы, бегаем выпучив глазки и следим, чтобы никто не поранился, не нарушал технологию, и отвечаем на все возникающие вопросы, а хочется и самим поработать) Зато в будние дни, когда никто не пришел — одни организаторы на лесах и работают. В этом году, улица была не проходная (хоть и в самом центре), поэтому приходили помогать нам меньше горожан.
Снять остатки старой краски не сложно, но очень трудоемко, особенно на поверхности сложной формы. Электроинструмент ускоряет работу, но не так радикально, как хотелось бы. Причем подготовка к покраске заняла примерно 80% всего времени, причем желающих красить было гораздо больше желающих подготовить поверхность к окраске :) Респираторы уходили огромными темпами, темнея от пыли. Safety first, так что первым делом средства, выделяемые спонсорами шли именно на СИЗы.
Оконные рамы, хоть все ссохлись и растрескались, местами подгнили, но оказались оригинальными! Сняв множество слоев краски на латунном крючке, нашлось клеймо производителя:
50 оттенков белой краски на окнах. Мы насчитали порядка десяти слоев. Короба окон оказались насквозь пропитаны смолой, и это очень плохо — со временем смола поднимет краску, да и желтые разводы от смолы будут проступать со временем.. Подготавливая поверхности наличников, бревен — мы внимательно смотрели на цвет, кое где можно было найти следы исходной краски. Нас часто спрашивали, а почему вы выбрали именно эти цвета окраски?. Как вообще вы и организаторы в других городах выбирали цвет? Ответ простой — находим исходные цвета (бывает дом несколько раз менял расцветку), анализируем устоявшиеся цветовые решения в местности, советуемся с архитекторами и надзорными органами и утверждаем финальный вариант у собственника.
Продолжение забора меж домов сгнило. По фотографии видно, что в 30х забор еще цел, а вот в 70е его уже заменили на более простой, который за почти пол века сгнил совсем. Проход между домами мы расчистили вместе с собственником, организовав субботник — помимо десятка сантиметров перегнившей листвы и веток, мы убрали остатки сарайчика — когда то давно хозяева держали кроликов. (на досках нашли надписи на немецком — оказалось тарным ящиком от какого-то оборудования, СССР импортировал станки из других стран, а доски от упаковки растаскивали сотрудники. На фасаде тоже можно было найти следы от краски по трафарету) Металлолом, доски, остатки посуды — вычистили всё, пространство было необходимо для лесов. Обнаружили на кирпичной кладке соседнего дома странные знаки — кто-нибудь знает что они значат?
Новую секцию забора я заранее изготовил в мастерской, так что на месте оставалось лишь собрать и закрепить, как раз успев до темноты. В нижней части забора квадратные прорези я делать не стал по просьбе собственника, из страха залетных окурков.
Мы работали в будни вечерами — все приезжали после работы поработать пару часов, и как на советском плакате — ночь работе не помеха! Прожекторы, налобные фонарики и можно было продолжать. Лига справедл Лига ночных реставраторов. Для многих ночная работа была отдыхом — весь день за компьютером, а тут кисть в руки и вперед.
Без котеек никуда, знакомьтесь — Саймон, житель дома) Если прогуливаясь по улице в окне увидите котейку — это он.
Дом окрашивали составами нашего партнера — tikkurila, с которым сотрудничаем второй год, за что им огромное спасибо. Сначала все дерево подготовили прогрунтовав tikkurila valti primer (я понял что это средство на базе нефраса основе не сразу — на удивление растворителем не пахло). Затем красили сруб лазурью tikkurila valti expert akva на два слоя — не хотелось скрывать естественную текстуру дерева и его цвет. Белая краска — tikkurila pika-teho, которой ушло больше, чем планировали. Красный — нам заколеровали tikkurila vinha. Краска очень укрывистая, а по вязкости и удобству работы мне больше всего понравилась винха. Окраска — наверное самый мотивирующий момент — вот, приезжаешь — дом серый, а через несколько часов — яркий. Так мы на вайнера практически за вечер покрыли фасад зеленой краской, так же быстро основные площади покрасили на Чернышевского. Правда принцип Паретто никто не отменил, и оставшиеся 20% площади отняли практически столько же времени — тонкой кистью нужно было аккуратно прокрашивать декоративные элементы, а зубцы красить длинной кистью.
Кто-то может сказать — «а нафига это всё? ну отремонтировали один дом, это погоды не изменит», и будет не прав, потому что основная задача не ремонт дома, а изменение отношения горожан к своем городу и к своему наследию. Каждый, кто хоть раз пришел на фестиваль теперь смотрит на дом как на родной. Прогуливаясь с друзьями по ул. Малышева, уже может сказать: «пойдёмте за угол, я там таааакой дом покажу!». Я и сам до фестиваля не обращал внимания на красоту и на мелкие детали деревянных домов, а сейчас по городу стало гулять интереснее. «О! а у этого дома вон та доска с декором сильно напоминает такой же на улице Вайнера, словно у одного мастера заказывали». Для кого-то фестиваль стал просто местом тусовки — можно заглянуть на пару часиков, поделать что-нибудь, пообщаться с неординарными людьми (а на фестиваль приходили люди разные, и на удивление, все люди были интересными и приятными в общении).
Погода была разнообразной (один раз внезапно мелкий моросящий дождик превратился в ливень и смыл свежую краску на секции забора), но мы уложились в технологию, и успели покрасить все до момента, когда температура стала опускаться ниже +5С. Дом внешне небольшой, но очень длинный, поэтому при кажущейся миниатюрности площадь окраски была большой. Остался неокрашенным один участок во внутреннем дворе из-за проводов, там натянут голый алюминиевый провод (во второй части дома был затянут СИП и он нам не мешал), мы не стали рисковать, а собственник переделывать ввод электричества в дом не планировал.
Закончив с фасадом и окнами, мы передали эстафету кровельщикам — ребята сработали быстро: заменили кровлю, установили водосточные трубы, точно такие же как на объектах культурного наследия у нас в городе.
И вот, дом отреставрирован, силами волонтеров Том Сойер Феста — обычных неравнодушных горожан, без копейки бюджетных денег.
На этом месте вполне уместным будет задать вопрос, который нам задавали некоторые горожане с прищуром: «а на какие деньги вы работаете?». И мы отвечали — бесплатно. У строителей с соседней стройки это вызывало недоумение, некоторые делали вид, что ответ их устроил, но нам не верили. Ответственно говорю — никто из волонтеров или организаторов денег за свою работу не получал — мы занимались этим делом в свободное от работы время. Но время и силы в материальные вещи конвертируются не очень хорошо, и тут я бы хотел поблагодарить наших партнеров, которые пожертвовали денег, которые мы потратили на СИЗЫ, инструмент, расходные материалы, полиграфию и десятки других мелких, но важных расходов. Нам помогал МТС, второй год выделяясь красными футболками. Нам помогали Леруа Мерлен, причем сотрудники леруа находили время и по собственной инициативе приходили на площадку работать с нами. Замечательную краску нам второй год предоставляет представительство Тиккурилы, это уже второй деревянный дом окрашенный их краской. (гарантию на краску они дают 10 лет — можно в 2029 году проверить. Мы специально установили табличку на столб с датой окраски). Нам также помогал газпром — оказывается есть специальная программа «родные города», когда они помогают различным полезным социальным проектам, причем финансовой помощью помощь не ограничилась, в выходные к нам регулярно приезжала команда сотрудников поучаствовать в нашем деле. Нам помогали строительными лесами и советом реставрационная компания Рестострой, это профессиональная компания с лицензией, так что мы были под присмотром специалистов. Также нам помогла компания Атомстройкомплекс средствами на кровлю, кто из Екатеринбурга имя этого крупного девелопера слышал.
А вот с инструментом получилась история, в духе новогоднего волшебства. Большую часть инструмента мы закупили в первый год на деньги спонсоров, по принципу максимум инструмента за минимум денег. В этом году Интерскол, один из немногих отечественных производителей инструмента, разослал в некоторые города фестиваля свои шлифмашинки. И вот, в середине лета корпорация stanley (она же Black and decker) делает царский подарок — высылает комплект новенького электроинструмента в города, где проходит Том Сойер Фест. Теперь в нашем зоопарке инструмента есть разные вещи, и можно приходить к нам заодно попробовать инструмент разных производителей в деле, а не в магазине. Ну и мы научили некоторых девушек и подростков работать электроинструментом, оказалось на уроках труда в школе этого уже нет.
А что же с прошлогодним (https://pikabu.ru/story/kak_30_let_ne_zamechat_dom_v_svoem_gorode_6319184) домом? Тут почти детективная история. Сначала мы испугались увидев ремонтные работы со сносом и отселением, причем никто не мог нам толком сказать что происходит. Первый этаж полностью были заменены окна на пластиковые (и зачем, мать-перемать, я их все заново стеклил???!!). Но потом подключив агентурную сеть мы узнали — дом сносить не будут, собственник внезапно изыскал средства на капитальный ремонт — будет заменены перекрытия (а о сгнившей балке, грозившей обрушением, мы трубили во всех кабинетах). С фасада появится дверь — как она и была в день постройки. Оригинальные, еще царские(!), окна на втором этаже пока сохранились. Просевшая пристройка во дворе переделана. В целом (благодаря фестивалю в том числе) дом будет жить, и сохранил облик, что для нас самое важное.
Сейчас мы в поисках дома для работы летом 2020 года. К сожалению, в Екатеринбурге осталось крайне мало деревянных домов, сохраняющих дух старой архитектуры. Многие дома являются ОКН (Обьектами культурного наследия) — такие дома волонтеры не могут реставрировать, только организации с лицензией. ОКН — это отдельная боль и отдельная история, но некоторые сподвижки в этом направлении идут, правда не у нас в городе.
Отличное видео Димы Протасевича
На этом всё.
Наша группа (екатеринбург) вконтакте: https://vk.com/tomsawyerfestekat
Фото Марины Митрохиной: https://vk.com/ekb_mitrokhina
Возможно и в вашем городе проходит Том Сойер Фест — можно посмотреть на сайте: http://tsfest.ru/contt/
Очень круто!