Спецодежда в мелочах
В нашей мастерской мы снова закупили комплект спецодежды отечественного производства. Фирмы Сириус. До этого был комплект китайской спецодежды фирмы СПЕЦ. Хочется обобщить некоторый личный опыт в области спецодежды. Оказалось вопрос «как выбрать спецодежду» освещен весьма скудно.
Внимание к мелочам это то, что к сожалению у наших производителей встречается не часто. Такое ощущение что спецодежду проектируют дизайнеры, которые стройку видели лишь на картинке. На выходе получается вещь, которая формально является спецодеждой, но при использовании счастья не приносит. А снабженец купил, что дешевле, рабочие страдают.
Материал
Сложно подсказать по выбору материала. Хочется что б дышало, и прочность была, и выглядело опрятно и… много и. В данном случае я говорю о спецодежде для общестроительных и механосборочных работ. У химиков свои требования, у термистов другие.
Так вот, глобально можно разделить материал ткани на три группы. Синтетический, хлопковый и смесь. Главное преимущество хлопковой ткани — это стойкость к искрам. После того, как я отпилив болгаркой небольшую деталь получил огромную дыру в куртке на месте печени, чем вызвал море шуток, я пошел и купил спецовку с верхом из ХБ ткани. ХБ ткань не плавится, а обугливается. Прилетевшая искра оставит след, но не дыру.
Недостатки ХБ ткани — ниже прочность, мнутся и не держат формы — страдает внешний вид. Ну и хорошо втягивают воду — плохо сохнут, отсыревают и из-за этого плохо защищают от холода.
Синтетические ткани наоборот — хорошо держат форму, прочнее, служат дольше, выгладят хорошо, хорошо пропускают пар и не намокают, быстро сохнут.
Карманы
Наиболее важная для удобства часть. Карманов должно быть много, разного размера. Но вот беда — производитель видимо не пользуется своей продукцией. Впрочем топ-менеджмент АвтоВАЗа на работу определенно не на жигулях ездил.
Карманы брюк/комбинезонов можно разделить на «опасные» и «не опасные». Если убрать пассатижи в карман брюк, а затем спрыгнуть с табуретки на корточки, то они весело вопьются вам в живот. Если у вас в заднем кармане лежат саморезы, то при падении на попу они воткнутся в попу. Такие карманы, содержимое которых скорее всего вызовет травматизм я назвал «опасными».
Безопасные карманы обычно по бокам ног — при приседании, прыжках их содержимое может порвать только сам карман, но не воткнуться во владельца. В таком кармане справа у меня обычно нож.
Шов кармана испытывает нагрузки, особенно если у вас из кармана торчит что то тяжелое. И очень хорошо, если края кармана усилены — дополнительным швом, или заклепками.
Липучки, кнопки и пуговицы
Липучки — это то, что я не навижу в спецодежде. Может это мне не везло, и попадались некачественные. Но липучка — это то, что первым выйдет из строя — клапана перестанут закрываться, манжеты утягиваться. Достаточно немного опилок — и липучка становится бесполезной.
Фликеры
Эта простая деталь, которая спасает жизни, и без вопросов должна быть на одежде тех, кто работает на улице. Должны ли быть светоотражающие элементы на одежде для работы в цеху — вопрос дискуссионный, но я считаю должны. Вышел покурить на улицу — в темноте водитель погрузчика не заметил. Ситуации разные бывают, а этот простой элемент одежды просто своим существованием повышает безопасность.
Куда засунуть телефон
Когда у меня была маленькая Sony Ericsson Xperia Pro такой проблемы не было. Но смартфоны все больше напоминают лопату и все больше страданий — в нагрудный карман они не влазят. А если влазят — то клапан кармана не закрывается. А выпадающий из нагрудного кармана телефон при наклоне вперед в люльке на высоте 15 метров — это не весело для бюджета.
Петельки
Я совершенно не понимаю, почему сириус-спецодежда принципиально не пришивает петельку у полукомбинезона на уровне поясницы. В результате в раздевалке полукомбинезоны висят как попало на чем попало. Мелочь, а впечатление портит.
Другая беда — петельки для пояса. Я не видел никого, кто бы носил полукомбинезон с поясом. Но при этом видел много раз (и сам практиковал) как к этим петлям цепляют инструмент при работе на лесах — степлер например. В результате нагрузка на петельку больше — сделай ее шире. Но нет, на китайской одежде это продумано, на нашей — нет.
Фастекс купил, пряжку не купил.
Лямки полукомбинезона обычно цепляются застежкой (фастекс), и часто несут не только вес штанов, но и чего покрупнее — при монтаже я могу и бухту провода на лямку повесить. Соответственно чем крупнее — тем прочнее. У китайской формы они вышли из строя довольно быстро, а из замена без швейных навыков невозможна — так и ходили с завязанными проволочкой останками фастекса. Но у китайцев хоть пряжка была. У сириуса кроме фастекса нет ничего — одел полукомбинезон, продел, натянул… и наслаждайся болтающимся хвостиком. Пришлось отфрезеровать из текстолита пряжки разом на всю фирму — это быстрее чем ехать в город и искать пряжки нужной ширины.
Ничего не помню
Я не знаю своего размера одежды. Размер обуви и перчаток худо-бедно помню. Когда спросили меня — «а тебе какого размера заказывать спецовку?» я ответил «такую же как и у меня, щас посмотрю размер». И меня ждал полный провал. У спецовки СПЕЦ размер выткан на хлястике. А вот у Сириус это универсальный хлястик где швея галочкой проставляет размер. Стоит ли говорить, что после двух стирок я не могу сказать ни модель спецовки, ни производителя, ни размер.
Еще мелочей
Кармашек под маркер/карандаш. Он длинный, его нужно постоянно извлекать и засовывать, и беда, если это можно сделать только отогнув клапан.
Отошлите фирме «Сириус» ссылку на ваш разбор. Есть небольшой шанс, что они учтут ваши замечания.
Я им писал в 2016. И написал перед тем как пост опубликовать — в ответ полная тишина.
Отличная статья. Большое спасибо. Учту все замечания. Конструктор спецодежды.
Я рад, что статья пригодилась)
Шикарно!
Вортники на куртках — тоже отдельная тема. Дизайнер во флоте служил, не иначе
Спасибо за подробнейший разбор!
Когда-то давно на Драйве2 схоже «пропесочил» модель «Сити» от «ТехноАвиа» — тоже непонятно кто и как разрабатывал… :/
Использую полукомбинезон и куртку «Сити», на прежней работе выдавали:
http://www.technoavia.ru/katalog/spetsodezhda/letnyaya/3-795.htm
https://irkutsk.technoavia.ru/katalog/spetsodezhda/letnyaya/3-080.htm
(куртка именно как по ссылке, а полукомбез у меня похожий, но не точно такой).
Плюсы:
Работать очень удобно, ткань прочная, отстирывается хорошо (но я ещё и замачиваю прямо в стиральной машине, ставя её на паузу).
В полукомбезе есть «карман» на коленях, куда можно вложить мягкую прокладку — будет типа «наколенник». И можно купить специальные отформованные вкладыши для этой цели.
Минусы комбеза:
Слишком мелкие боковые карманы, многое вываливается — очень неудобно.
Спереди карманов не хватает, зато есть два на заднице, которыми не пользуюсь вообще.
Надёжность «липучки» на центральном грудном кармане никакая — не держала толком сразу, а дальше-хуже. Из-за неё несколько раз выпадал телефон, причём в первый же раз разбил ему стекло.
Минусы куртки:
Ещё мельче боковые карманы — настолько мелкие, что пользоваться реально опасно, вываливается вообще всё.
Нагрудный карман под телефон слишком мал (тупо не влазит полностью), липучка такая же дрянь, как на комбезе.
Ещё у куртки нет пуговицы застёгивания воротника (его можно только стоя поставить) — осенью неудобно, холодный ветер задувает на грудь, если на улице работать.
В общем пользоваться можно, но изъянов многовато.
Сейчас за свои деньги взял бы что-то более совершенное — но сейчас и опыт появился, и понимание желаний.
Оцениваю вклад полукомбеза в рабочую одежду на 70-80%, оставшаяся малость – куртка. Т.е., по-моему, удобство комбеза в разы важнее куртки.
Советов три:
1. На примерку возьмите несколько ключей, телефон, рассуйте их по карманам и поприседайте, понагибайтесь. Если будут неудобства — оцените их критичность.
2. Примеряйте одежду «в размер» и на размер/рост больше — если не сильно болтается, то лучше его взять. У меня один из полукомбезов на один рост больше и работать в нём заметно удобнее (свобода движений).
3. Чем темнее – тем практичней. Но серый костюм приходится всегда держать чистым :)
я недавно гонял в спецодежду — искал спецовку мечты. Купил восток-сервис уран (кажется так называется) просто потому что она стильно выглядит и хорошо сидит — в ней я на ютубе мелькаю, даже начинать работать жалко, но и она не без изьянов. Со следующей недели буду в командировке — там как раз попробую cerva, посмотрим как оно себя проявит, особенно в ползаньи по всяким труднодоступным местам при монтаже. Я думаю по итогам можно будет чуть обновить текст и сделать видео на ютуб. Очень много интересных комментов под этим постом оставили на пикабу (https://pikabu.ru/story/vrednyie_sovetyi_proizvoditelyu_spetsodezhdyi_6677229)
Дико извиняюсь: почему-то всё форматирование текста выше «поломалось»…
Странно, с ПК все ОК, может обновление поломало. Можете прислать скриншот на почту? pavel@serkov.me