Лаборатория 115
Наконец не стыдно анонсировать проект.
Формат персонального блога позволяет рассказать чуть больше, поэтому будет побольше текста, чем в официальном прессрелизе.
Техникой я увлекаюсь очень давно, ребенком разбирал игрушки, потом дед научил паять и заверте… Помню как очень давно простые отверстия для меня были проблемой — сверлить было нечем. Позднее появился шуруповерт и работа пошла повеселее. Постепенно я обзаводился инструментом — что то мне дарили, что то — брал у отца, а что то покупал на карманные деньги. Во многом вместо того, что бы быстро сделать макет процесс растягивался на найти материал (в кармане всегда была отвертка и плоскогубцы, кто то выбросил телевизор — бегом выколупывать из него нужные детальки), долго его обрабатывать (напильник наше все) и под конец получить нечто кустарно неказистое. Куча времени отнималась от творческого процесса на такие простые вещи.
Когда я был студентом мы пытались чтото делать, на коленке, подручными средствами. Я видел макеты дипломников, видел стенды самодельные 80х годов — жутко криво, кустарно, непрофессионально, тяп-ляп. Паяли большим паяльником, все равно что топором часы чинить. И это создавало опять таки огромные трудности. Вместо того, что бы сделать как надо делали как получится. В своей работе я уперся в тела вращения, без токарного станка уже никуда. Причем своего токарного станка, к которому был бы доступ. Хотел даже домой покупать. Отец протестовал, апеллировал, что нужно иметь знакомого токаря. Но знакомый токарь не вариант когда проходит творческий процесс — к токарю не забегаешься — вот здесь еще десяточку снять, а вот тут не заработало — надо будет фасочку добавить.
Два года назад было абсолютно ясно (а на тот момент по просьбе завкафа я вступил в должность завлаба — нужно было реанимировать лаборатории кафедры) что нужна на кафедре лаборатория, оснащенная слесарным инструментом, станками, запасом материалов. Нужна нам — ремонтировать наше оборудование, создавать новое. Нужна студентам — что бы на практике осваивали работу руками. Ну и если пригодится остальным — будем только рады. Не каждая кафедра к сожалению может себе позволить уголок с верстаком. Ну и заодно снимать учебные ролики, делать учебные пособия и т.д.
По поводу студентов стоит сказать отдельно. По новым стандартам третьего поколения бакалавр 60% времени занимается самостоятельно. Остальное — аудиторная работа. Где вы видели студента который после пар учебник читает?) Фактически это просто означает, что сократилась учебная программа. С введением подушевого финансирования даже полных оболтусов стало сложно отчислять. Кроме того — на многих кафедрах лаборатории в плачевном состоянии — зарплата мизерная (пойдя в промышленность просто слесарем можно получать в 3-5 раз больше), соответственно никто не занимается ремонтом и поддержанием в работоспособном состоянии оборудовании. Если один раз в семестр покажут просто как установка работает — и то счастье. В итоге получается — на выходе получаем студентов, с гордым званием инженер, которые даже штангенциркулем умеют пользоваться не все. Я уже молчу про профессиональные знания. И это проблема системная, она есть и в УрФУ и в других вузах. Отсутствие практики не способствует закреплению знаний.
Для организации такой лаборатории мы на кафедре выбрали лабораторию №115а, отсюда и название — лаборатория 115. Добились включения лаборатории в комплексный план ремонт, даже начали составлять смету. И тут в университете кончились деньги, из-за новой системы финансирования. Все заглохло. А работать то надо!
Сделав ставки на свои силы все таки начали работу, но в другом помещении. Я начал вкачивать в проект свои собственные средства. Ибо на кафедре, когда я вступил в должность, не было даже простого инструмента — пассатижи, да и те кривые. Работать надо, денег нам все равно не дадут. Да и кроме того это такой квест купить что то, особенно мелкое, времени потратишь больше. С другой кафедры забрали два станка (они там просто пылились лет 20, на них никто не работал). Мебель нам отдали списанную родственники преподавателя (столы 10 летней давности лучше столов 40 летней давности), что то из инструмента я принес из своих закромов, что то купил, что то принесли преподаватели из своих закромов. Что то принесли студенты.
Что имеем на текущий момент описано на сайте: http://lab115.com Там есть список оборудования. Сейчас потихоньку выхожу на других завлабов, ищу единомышленников. Некоторые завлабы разделяют мои убеждения, что оборудование не должно простаивать. Некоторые придерживаются мнения, что лучше пусть стоит, чем студенты сломают, и никого не подпускают к станкам. Хотя мы знаем, что «Мастерство радиолюбителя прямо пропорционально количеству сожженных им измерительных приборов». Студенты ломали и будут ломать, это нормально. Минус правда в том что на ремонт не предусмотрено денег.
Когда работал над лабораторией — на меня через сайт вышли Илья и Олег, у них свой проект robotclass.ru. Мы сошлись во взглядах, они нашли единомышленников у себя на работе, так родился первый в городе хакерспейс MakeItLab который концептуально — та же лаборатория, только более гибкая в плане орг. вопросов.
К сожалению времени в этом учебном году катастрофически не хватает, поэтому активно усилия я буду прикладывать в следующем году. А планы следующие:
1) Искать единомышленников на кафедрах и составить единый реестр оборудования с контактами ответственных лиц, что бы любой студент мог для работы над своим проектом или научной работы получить доступ к любому оборудованию, которое ему нужно с минимальными усилиями, без этой дикой бюрократии с записками, заявками и т.д. Просто взял и позвонил ответственному лицу и договорился о времени.
2) Обновить и переделать наши лабораторные стенды 80х годов на современный лад и выложить все чертежи в опенсорс. Емкостной сигнализатор уровня с радиолампой это уже не смешно.
3) Создать открытый учебный курс по нашим дисциплинам и выложить его под свободной лицензией. Работу потихоньку веду, но очень много времени тратится на поиск материала. Ставка на безупречную лицензионную чистоту и высокое качество иллюстраций сильно съедает темп работы. Можно конечно нагуглить картинку 50*50 пикселей, растянуть и вставить в методичку, а можно найти этот самый датчик, аккуратно распилить, развернуть софтбокс, наладить свет и сфоткать. Второе нагляднее, кроме того электронная форма дает преимущества.
4) Работа со школьниками в рамках работы института развития довузовского образования
5) Оцифровка и публикация диафильмов. Много диафильмов пока просто не выложил.
6) Планирую купить и поставить в лабораторию 3Д принтер, рядом со своим фрезером с ЧПУ. Что бы студенты и студентки не просто рисовали в САПР абстрактные детальки, но и тут же получали их материально. Как заинтересовать и мотивировать студентов не нашей специальности — отдельная тема. Как то мне заявили девочки — химики-технологи — нам ваши датчики не нужны, мы химики. Объяснил на пальцах как можно применить датчики именно им — в лице поменялись на глазах. А в учебных программах и пособиях этот вопрос к сожалению не достаточно освещен.
Хочу выразить огромную благодарность моим студентам Юле и Вадиму, они мелькают на фотках, они помогали создавать лабораторию.
На сегодняшний день, если кому нужна помощь, и хакспейса makeitlab для этого мало — велкам, можно договориться, прийти и поработать :) Я буду жить параллельно на два блога, поэтому если кто хочет — подписывайтесь и на блог лаборатории. Есть ретрансляция в ЖЖ.Буду признателен конструктивной критике, свежим идеям и помощи. Также желающие — присоединяйтесь к хакспейсу, там тоже нужны единомышленники)
Замечательную работу проделали!
Просто захотелось вас отблагодарить, теплее на душе становится когда узнаю что есть такие люди. =)
p.s Сам студент без инструментов.
Спасибо за добрые слова. Надеюсь в других городах будут появляться хакспейсы_
Вы из какого города?)
Завидую лютой завистью! Читал на хабре про MakeItLab. Рад что и у нас в России начали появляться хакспейсы, а то так завидно когда читаешь зарубежные блоги и видишь их оснащение.
Проблема инструмента очень насущная. Сам мечтаю инженерить, что-нить изобретать, но формат квартиры совсем не располагает к обладанию не то чтобы станком — иногда даже паять негде.
Читаю тут ещё один блог, там девушка делает вылазки по заброшенным и не очень заброшенным местам и потом фотоотчёт выкладывает. Был один пост — много военной техники на консервации стоит, готовится к списанию или постепенно списывается. И в одной из машин установлен токарный станок. Его участь решена — он когда-нибудь пойдёт на металл. В другом посте она показывала заброшенный цех. В цеху стоят нормальные фрезерные и шлифовальные станки, сверлильные и прочее оборудование.
Вот и получается — там оно никому не нужно, но отдать тем кому надо (вам, нам, другим инженерам, школам, кружкам, хакспейсам) — жаба душит или не интересно, не выгодно, лень.
А ведь инженеры-любители могли бы придумывать ракеты! Но только где-же достать кусок алюминиевой плиты? А где же его потом просверлить.
Рад за вас, ваших студентов и всех инженеров вашего города. А нам в Петрозаводске остаётся только мечтать.
Да, кровью сердце обливается когда списывают и выбрасывают технику. У нас химики никому не сказали и выбросили две муфельные печи — хорошо рядом мы были — подобрали.
Правда со списанием есть еще проблема бюрократического толка. Если кто то купит списанное — значит оно было хорошее, значит списали зря? Или списали специально что бы отдать за денежку? У нас например списанные с хранения бумаги даже на макулатуру просто так не сдать — если макулатурщики хоть рубль заплатят — — с бумажками забегаешься.
А так абсолютно согласен что старая техника должна отдаваться заинтересованным людям и использоваться по прямому назначению, а не как металлолом.
Паша, ты такой молодец!
Читаю и радуюсь
Привет из Казахстана :) Зашел в ваш блог и не заметил как открыл уже 50+ вкладок в хроме.
Я очень рад что есть такие как вы — настоящие инженеры.
Сам заканчивал колледж по специальности «Программное обеспечение ВТ и АС», так там показали только как паскаль да дельфи выглядит — тухло в общем. Посмотрев на ситуацию понял что ловить у нас нечего — в универе сейчас учусь заочно, работаю эникейщиком на месторождении. Недавно возник интерес к электротехнике — однако там ограничение по возрасту до 18 лет =(
Приходится познавать всё вслепую и мелкими шажками.
Удачи вам во всех будущих начинаниях!
Спасибо за добрые слова :) Проблема качества и актуальности образования повсеместна, и действительно эффективный путь — самообразование, благо на сегодняшний день в интернете есть почти все, главное не останавливаться и проявлять настойчивость :)
Очень не хватает дядьки с паяльником который будет гонять тебя и показывать правильное направление) Тут борьба желания и лени. Пока что нахожусь на уровне — могу перепаять конденсаторы и поиграть с светодиодами в ардуино.
Павлодар?