Нижний Новгород

Недавно побывал в Нижнем Новгороде с командировкой по работе. Как обычно работа была без выходных, поэтому осмотреть город и посетить музеи времени как обычно не было. Но удалось отпросившись с работы на пол дня побывать в одном замечательном месте о котором я хочу рассказать. Это Музей старинной техники и инструментов.

(Эти красивые двери на входе – настоящие двери из подвала купеческого дома.) С техническими музеями все у нас в стране плохо. Технических музеев практически нет, есть тематические – военной техники, радио, трамваев и т.д. Но вот технических крайне мало. По крайней мере я не могу посоветовать ни одного достойного музея в городах где бывал. Обычно музеи – это скучные места, все экспонаты под стеклом, есть краткое описание и все, без экскурсовода человек не “в теме” заскучает. Экскурсоводы ж очень часто просто “говоряще головы” которые озвучивают заранее заученный текст, и спрашивать что то за пределами текста бессмысленно.

Но этот музей – другой.

Музей родился как частный – экспонаты собирал основатель музея – Вячеслав Хуртин, за свой счет устраивал выставки. Совсем недавно музей стал государственным, к счастью сохранив свою уникальность – экспонаты можно трогать. Я записался на экскурсию которую вел Вячеслав, к сожалению в силу занятости (мало кого хобби кормит, у многих есть основная работа) экскурсии он ведет только в выходной и не каждую неделю. Мне было интересно побеседовать именно с человеком который собирал коллекцию, у меня как всегда полно каверзных вопросов, и очень приятно слушать человека у которого горят глаза, который увлечен темой. Обьективно можно провести с десяток разных экскурсий в музее на тех экспонатах что есть, и того времени что я там провел было мало.

В музее довольно большой упор сделан на инструмент, что важно. Можно выставить уникальную филигранную деталь, любоваться ее видом, но гораздо интереснее как эту деталь сделали – приспособления, инструмент, археологи находят много удивительных вещей и затем ломают головы КАК?? древние люди изготовили эти вещи, как просверлили аккуратное отверстие в камне, зачем использовали этот сосуд и т.д. Мы восторгаемся пирамидами, но вот подъемных механизмов, благодаря которым их построили до наших дней не дошло.

Я сделал несколько фотографий поэтому немного покажу экспозицию) Могу немного приврать, поправьте в комментариях, в историю техники пока заглублялся не сильно.

Токарный станок конца 19-начала 20 века. У токарных станков по металлу раньше не было нормального суппорта с приводом, токарные станки по металлу не отличались от таковых по дереву, и только Нартов изобрел привычный нам механизированный суппорт. Хотя конструкция просто с упором под резец вместо резцедержателя до сих пор сохранилась в часовых станках. Видите набор шестеренок внизу? Редкая удача найти станок со всей оснасткой и приспособлениями, очень часто если умирает владелец оборудования и от него избавляются родственники оснастка теряется, потому что для человека не сведущего это просто “железки”.

токарный станок по дереву 1885 года. Привод ножной

Разные виды сверлилок:

Коловороты от промышленных до кустарных. Справа в углу – электрическая дрель black&decker 1917 года, двигатель постоянного тока. Не хватает здесь ручной дрели с редуктором времен СССР и хирургических) Я помню из детства, до нашествия аккумуляторных шуруповертов дед сверлил отверстия и коловоротом и ручной дрелью) Помню ручную дрель с цанговым зажимом которой играл в детстве, другой мой дед был медтехником, этой дрелью хирурги сверлили кости, на вид она была годов 50-60х.

Слева видно сверла.

Спиральные сверла появились относительно недавно в силу сложности их изготовления. Самым простым в изготовлении было плоское сверло – лопаткой, оно не обладало большой производительностью при сверлении, но работало в обе стороны, что использовалось в этих ручных сверлильных приспособлениях:

при движении рукоятки вверх-вниз (фото боком) нитка наматывалась на ось как в йо-йо, то в одну сторону то в другую, позволяя довольно быстро сверлить отверстия в мягких материалах.

Вариант посложнее с винтом. Шарики на выносах добавляют момента инерции.


Еще интересный вариант – в качестве привода своеобразный смычок с натянутой нитью, которая обвивалась вокруг бока со сверлом, аналогично тому как получают огонь трением.


Жаль в экспозиции нет оружейных сверел, которыми сверлились стволы у ружий, они интересны – они должны обладать большой жесткостью, простым спиральным сверлом точное отверстие на глубину в несколько десятков диаметров просверлить трудно – сверло “уведет” в сторону.

Вообще обилие бронзы в старинных устройствах – это результат несовершенства технологий. Дело в том что бронза хоть и дороже стали, ее можно резать стальным закаленным резцом довольно неплохо. Сталь же можно было обрабатывать только стальным же резцом. При мало-мальски приличной скорости обработки резец нагревался и быстро приходил в негодность из-за отпуска закалки. Да и стойкость резца не очень хорошая, поэтому проще быстро обработать бронзовую заготовку, чем долго мучиться и медленно грызть сталь. Сейчас же, с появлением сверхтвердых материалов, легированных сталей нет особой проблемы выточить деталь из стали.

Велосипед пени-фартинг.

Запрыгнуть на него – отдельное искусство, свалиться с него – чревато травмами. Огромное колесо – компромисс для получения большой скорости, ни цепи, ни звездочек тогда на велосипед никто не ставил, соответственно редуктора: передняя звездочка-задняя звездочка не было. Обратите внимание на тормоз, он прижимал колесо по беговой поверхности, соответственно в мокрую погоду был малоэффективен. Ну и муфты свободного хода на велосипеды тогда не ставили, поэтому никакого движения накатиком, жесткое сцепление педалей с колесом как в трековых велосипедах.

Точило в деревянном коробе с ножным приводом, 1895 год. Тут есть на что посмотреть. Прежде всего камень – он натуральный, получать искусственно абразивы и спекать их с заранее заданными свойствами, выпуская массово научились позднее. Соответственно натуральный камень – дорогое удовольствие. Ножной привод и дорогой камень резко отбивает желание “сейчас по быстрому посильне прижать и снять лишние 5 мм металла”. Далее обратите внимание как сделано соединение досок в углу, не привычный шип-паз а ласточкин хвост, обеспечивающий  бОльшую прочность, но более трудоемкий способ соединения. Отдельного внимания заслуживает опора вала на котором закреплен камень. Тогда шарикоподшипников не было, поэтому опоры скольжения – в формы залит баббит – особый скользкий сплав. Видно тавотницы – туда забивалась смазка, которая постепенно самотеком попадала в зазор между валом  и опорой. Камень вращается на удивление легко.

Резьбонарезной инструмент. Удивительно, но если перед вами поставить два набора метчиков и плашек с разницей в дате производства в 100 лет вы не заметите разницы. Мода меняется, наряды меняются, музыка меняется, а вот инструмент практически нет, если он достиг своего совершенства так, что любые дополнительные изменения уже не привносят преимуществ, которые бы окупали усложнение – инструмент перестает меняться. Напильник, плашки, метчики…

Слева – деревянные плашки для нарезания резьбы на дереве, стальной резец – маленькая вставка.

Я рад что увидел эту штуку живьем, я помню из детства что ее видел в книжке “техническое творчество” на рисунке с резьбонарезным инструментом

Называлась она “винтовальная дощечка”. Работать такой наверняка крайне неудобно, но она дешевле в изготовлении чем набор плашек.

Два рубанка шпунтубеля:

Правый изготовлен заводским способом, а вот левый – вырезан неизвестным умельцем. Голь на выдумки хитра, не смотря на неказистый вид гайки вращаются на резьбе, тоесть свои функции рубанок выполняет.

Вот тоже интересная штука, про нее не было сказано, но насколько я понимаю она для накатывания резьбы, когда резьба не вырезается а как бы выдавливается специальными роликами. Накатывание операция более производительная чем резьба, и меньше изнашивает инструмент, поэтому все шпильки, болты изготавливаемые массово имеют накатанную резьбу, это видно по буртику на торце.

Корпус просто изящен, можно было не заморачиваться и сделать что то простое и прямоугольное, но разработчик решил сделать красиво. Этим во многом мне нравится техника изготовленная до 60х годов, она красива, а после началось упрощение и унификация.

Рубанки

Еще один токарный станок. Он не винторезный, у него нет ходового винта для нарезания спирали, поэтому он проще. Вместо шестеренок для задания скорости вращения использовались кожаные ремни, перекидываемые по ступенчатому валу.

Настенный сверлильный станок конца 19 века

В те времена не было повсеместного использования электричества, поэтому станки имели привод или от мускульной силы – ножная педаль, или от паровой машины. Паровая машина – вещь дорогая, и должна питать энергией кучу оборудования, поэтому паровая машина вращала длинный вал протянутый через весь цех, и энергия вращения с нее передавалась к станкам через плоский кожанный ремень, именно для него рядом с рукояткой два диска. Один жестко связан с валом, второй – холостой и свободно вращается. Нужно включить – перекидываешь ремень на рабочее колесо. Захотел выключить – перекидываешь на холостое. Конечно о безопасности рабочих заботились, но не так рьяно как сейчас, поэтому многие механизмы выглядят простыми, но опасными, требующими ловкости и осторожности. Если на производстве получил рукояткой по зубам – сам виноват, надо было быть осторожным и смотреть в оба.

Вот старое фото где видно этот механизм передачи энергии: (отсюда)

r2

Походный кузнечный горн второй половины 19 века:

Для нужд армии, ножной привод центробежного вентилятора, имея в обозе такой горн можно было выковать необходимую деталь. Обратите внимание на проклепанную конструкцию, электросварку изобрели значительно позднее. Очень интересно как шагнули технологии вперед, раньше что бы соединить клепкой два куска металла нужен был кузнец, причем его обучение и развитие навыков, ловкости, силы занимало время. А сейчас научить прихватывать электросваркой две детали можно научить любую девушку за 20 минут. А вот еще одна сокровищница – разводные гаечные ключи

В википедии про них написано позорно мало, в английской версии материала больше. Мы привыкли под разводным гаечным ключом понимать “шведский” ключ, он же “Шведик”, который изобрел Юхан Петтер Юханссон в 1892 году.

Но до него были в ходу другие конструкции ключа, например такая:

Я долго не мог понять в детстве – что за штуковина изображена на логотипе железнодорожников. Этого логотипа не хватает в музее: (отсюда)

image38

Зарубежом разводные гаечные ключи известны как “английский ключ”, “французкий ключ”. Конструкции варьировались

Изобретатели искали способы объединить в одном инструменте множество функций, пра-пра-прадедушки Лезермановских мультитулов:

Отдельно стоит посмотреть в музее разные способы выставления размера зева у ключей, от очевидных в виде рейки и червячной шестерни до весьма оригинальных с зацепами.

Очень интересные часы, для компенсации изменения силы пружины по мере работы используется миниатюрная цепочка, наматывающаяся на вал переменного сечения. Цепочка проклепанная со звеньями порядка миллиметра.

В музее рабочий фонограф Эдисона, патефоны, граммофоны. Это вообще уникально для музея, где-нибудь в краеведческом он наверняка будет неисправный и под стеклом, а здесь его включают! Я был удивлен что он настолько громкий, мне казалось он должен быть тише.

В этом месте у профессиональных историков начинает покалывать сердце – как же так, уникальные экспонаты, они же изнашиваются, их сломают, что останется потомкам? Здесь нужно просто взять и определиться для себя – а зачем вообще нужен музей, просто показывать экспонаты с высокой долей академизма, или возбуждать интерес к теме, пламя любопытства? Музей, особенно для детей должен быть интерактивным, иначе внимание не сконцентрировать. Если это экспозиция посвященная титанику – поставьте чан с водой той температуры, которая была в месте где он затонул. Если это экспозиция про нефтедобычу – дайте понюхать нефть и т.д. Я писал про музей города новосибирска – формат настенных коллажей по типу стенгазеты – самое ужасное что можно придумать в музее и тут этого нет, что радует.

В музее есть работающие музыкальные шкатулки. Штука интересная, вот механизм:

Благодаря тому что язычок остро заточен, на барабан можно записать несколько мелодий, просто смещая его по горизонтали на некоторое расстояние после оборота. Но проблема в практике, шипы на барабане миниатюрные:

Как просверлить такое большое количество отверстий с приемлемой точностью, забить в них стальные иголочки и это при том что на дворе 19 век? По сходному принципу работает командоаппарат, про который я писал.

В коллекции есть различные готовальни. Далеко не каждый школьник знает что такое рейсфедер, а купить качественный циркуль давно уже проблема

Велосипед “костотряс”, мало того что у него нет резиновых камер, тогда дороги мостили брусчаткой, так что можете представить ощущения от езды на таком велосипеде.

Очень старый безмен, дореволюционный

Часы, тут много есть чем зацепиться глазом

Часы делали кузнецы, длинна маятника, а значит и скорость хода настраивалась винтом вверху. Упругий элемент подвеса маятника – медная полоска О_о.

Видно, что съемные части фиксируются клином, простое и изящное решение в условиях отсутствия стандартного резьбового крепежа. Шестерни размечены и вырезаны вручную:

При этом оси шестерен имеют бронзовые втулки – подшипники скольжения.

Зубная бормашинка, такие использовались раньше, сверлили без анестезии. В СССР до появления пневматических бормашин использовались похожие, только вместо педали был электродвигатель, я такую помню по мастерской деда.

А вот и штангенциркули:

Тут я узнал для себя новое. Оказывается штангенциркули (я о них писал тут, тут) – неверное название! Как ящик Вуда который на самом деле ящик Тэта, но все упорно называют его как сложилось – ящиком Вуда. Штангенциркуль это штанга с двумя каретками с иглами – на полке вверху. А то что мы называем штангенциркулем – это раздвижной калибр! Именно под таким названием он идет в дореволюционном каталоге инструмента

А прижившееся название “коламбик” – от модели columbus с глубиномером (это я уже знал), вот он:

А вот и пруф по штангенциркулю:

Вспомнил детство, времена обучения в СДЮСТШ:

Это только малая часть экспонатов, за которые у меня зацепился взгляд, очень рекомендую музей к посещению, сам когда окажусь снова в Нижнем Новгороде – пойду туда обязательно. Жаль у музея нет хорошей онлайн экспозиции, материала достаточно. Вот еще пост про коллекцию. А вот каталог американских станков с педальным приводом.

 

Share

2 комментария

  1. Офигенно, всегда хотел побывать в подобном музее. Обязательно схожу, когда буду в Нижнем.
    Большое спасибо за статью.

  2. Спасибо за интересную статью!
    Нашел на Ваших фотографиях пару сверел из коллекции моего деда, которыми наши предки, он, а потом и я просверлили не одну сотню отверстий, и которые я с большим удовольствием подарил музею несколько лет назад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post comment