Том Сойер Фест в Екатеринбурге — как это было
Так получилось что большую часть лета и осени я посвятил волонтерской работе. Наконец, когда мы закончили, я могу выдохнуть и выходить из этого безумного ритма работы в две смены без выходных. Этот пост — про Том Сойер Фест в Екатеринбурге, как я стал волонтером, незаметно стал организатором и вообще зачем это всё.
Важное примечание. Этот пост не является официальной позицией фестиваля, а только лишь отражает мое личное субъективное видение и мнение.
О Том Сойер Фесте я узнал случайно из какой-то публикации. Для тех кто не знает вкратце: волонтерское движение за сохранение исторической среды города, в котором выбирается дом и всей толпой его восстанавливают. (публикации о фестивале в прессе: на ноже, The village. Публикация конкретно про нас на е1) Мне идея понравилась — я люблю делать добрые дела и работать руками, так что я оставил комментарий в 2017 году, что с удовольствием бы поучаствовал бы в фестивале Екатеринбурге. Написал комментарий и жизнь пошла дальше своим привычным чередом. Но вот мне спустя год написала Ольга:
Я написал администратору группы — Любе и понеслось… Огромную орг. работу по поиску дома, согласованиям провели девушки, меня позвали на встречу когда был выбран дом — Вайнера 68. Это дом 1888 года постройки (в этому году ему 130 лет!) полукаменный — низ из кирпича, верх из дерева. Я живя в Екатеринбурге честно говоря его не замечал даже. Мы встретились, познакомились. Прошел процесс рабочего общения. Оказалось, что во всей компании я единственный технарь. Соответственно на меня легла функция технического консультанта — какой нужен инструмент, сколько закладывать расходников в смету и т.д. При том, что я не строитель, я допустил некоторое количество ошибок.
В Государственном архиве Свердловской области отыскался план дома, который был в прошении на разрешение строительства. Подробнее про историю дома я сделаю пост на пикабу. Вот скан проекта дома — как видно фактически дом немного отличается от проекта. К сожалению до наших дней не дожили пристройки и некоторые хозпостройки.
Полным ходом шло составление сметы, поиск спонсоров, встреча с партнерами проекта — эту работу вели наши девушки организаторы. Первыми партнерами стал Парк Чудес Галилео — на спонсорскую помощь Парка я быстренько закупил самый необходимый инструмент для начала работы площадки, забрендировал его. Остальные партнеры долго проходили процессы выставления счетов, их оплаты и т.д. а начинать работать уже нужно.
Из-за ЧМ по футболу в городе особые требования по безопасности, поэтому старт фестиваля откладывался к концу чемпионата. При этом еще не нашли леса, еще куча всего было не организованно, но было ясно что краску с кирпича можно начинать счищать. Благо этот процесс хорошо параллелится. Мы подготовились к открытию. Я изготовил некоторое количество сувенирной продукции — идея была в том, что за пожертвования выше 100р давать на память значок или магнитик. Копилку под пожертвования я сделал в форме уменьшенной копии фасада здания (сам дом Г-образный).
На открытии народу было много, я увы поработать руками не успел — стоял за стойкой, проводил инструктаж, контролировал подписи в журнале инструктажа, выдавал СИЗ. Были волонтеры от МТС, были те, кто просто мимо проходил и заглянул посмотреть что тут такое творится. Многие поработав день или несколько больше не приходили, а некоторые остались с нами до победы.
Краска на кирпиче заслушивает отдельного упоминания. Совсем незадолго до фестиваля кирпичный фасад покрасили водоэмульсионной краской. Смывка старой краски от нашего партнера Dufa хорошо взяла и размягчила только этот верхний слой краски. Под ним оказались еще слои краски.
Мы пробовали разные смеси, смывки — видимо годы сделали свое и краска просто задубела (или на неорганической основе). В общем ее пришлось долго и нудно счищать шпателями.
Под ней оказался белесый слой известки — его мы сводили при помощи лимонной кислоты. И финальный этап — я чистил сами швы при помощи мойки высокого давления. Краска на кирпиче держалась хорошо, а вот со швов хорошо уходила, в то время как сами швы вручную вычистить было тяжело. Становится ясно почему власти при ремонте старых зданий часто красят кирпич, а то и вообще штукатурят. Закрасить кирпич и нарисовать белой краской швы дешевле, чем заниматься этим адским трудом по считске старой краски, а специальных установок для бластинга у нас нет. Огромное спасибо всем, кто пришел, даже просто на час почистить кирпич.
(Трудоемкость чистки кирпича в человеко-часах я бы оценил в 3/5 от всей трудоемкости работы с домом. При этом сам кирпич по прочности увы таков, что допустима только нежная ручная очистка)
На площадке в летние месяцы нас кормил вкусной пиццей наш партнер — Додо Пицца. Сам я до этого даже не пробовал пиццу их производства. Но читал до этого книгу основателя этой сети. Это как раз позитивный пример бизнеса без откатов, госконтрактов и нечестной конкуренции. Книгу и пиццу рекомендую!
Фестиваль привлек разных людей, и городские сумасшедшие мимо проходя тоже заглядывали. Заглянул на открытие паренек лет 35 с телефоном наперевес снимая все, (он кстати заглянул уже ближе к концу, тоже пьяненький) задавал вопросы мне, я понять не мог, что он странно их так формулирует, будто пытается уличить в лжи. Оказалось что он везде видит происки западных спецслужб, и сначала думал что мы «фашисткое НКО» которое пытается развалить русь матушку. Меж собой посмеялись, что в следующий раз на вопросы про финансирование нас британской разведкой будем говорить что британцы нам задолжали и сейчас работаем на разведку Гондураса.
Работы шли полным ходом, я появлялся на площадке по мере возможности. Количество волонтеров убывало, начались работы на лесах. Работа на высоте опасная, соответственно 18+ и только для тех кто не боится высоты. Было интересно смотреть как людей, которые вобщем-то боятся высоты, чувство долга «Надо!» загоняло на верхние ярусы лесов, оказавшись сильнее страха.
Счистка краски с дерева затягивалась, плохая осенняя погода приближалась, приходили работать самые стойкие, самые идейные, самые ответственные. Мы продолжали счищать краску каждый вечер, примерно с 19 часов и до скольки придется, иногда уползая домой в 2, а то и в 3 часа ночи. Работали щетками, шлифмашинками, фенами… Если б я заранее знал насколько дельташлифмашинки удобны в труднодоступных местах!
Фен — тоже отличная штука, правда мощность такова, что в одну розетку два фена по 2 кВт не включишь( Неожиданная находка: рамы в окнах — еще царских времен! Оконные уголки — латунные и они сохранили клеймо производителя, оно вскрылось когда счищали краску. Фото темные, потому как работали как обычно — вечером с наступлением темноты.
Параллельно, пока все счищали в краску я играл в стекольщика — резал и вставлял стекла взамен разбитых. Кое-где пришлось изготовить утерянные отливы, а то и даже целые оконные створки, все, чтобы жильцы зимой не мерзли. Я не ожидал, что придется вставлять СТОЛЬКО стекол. Но зато теперь даже радиусные резы стекла меня не пугают.
К вопросу почему именно зеленый дом? На фото видно что первый слой краски — зеленый! (в архивах мы не нашли упоминаний о цвете фасада, а фотографии — черно-белые)
А вот непонятная фарфоровая трубка с изгибом в раме окна. Их нашли две, одну я к сожалению нечаянно разбил. Кто подскажет зачем она? Мое предположение — ввод электропроводов в квартиры в начале века, по крайней мере их упоминание я встречал в справочнике.
Лепестковый диск на болгарке — адский по производительности инструмент, но очень требователен к твердости руки, чуть ошибся и вырыл яму. С третьей попытки нашли в магазине такие диски, которые работают, а не засаливаются. Именно таким диском отлично очищались плоские поверхности без рельефа.
Наступают холода. Закутавшись потеплее продолжаем работы — штукатурка, гидрофобизация, окраска. С краской можно работать до +5 — она воднодисперсионная. Начинаем с грунтовки (под чутким руководством Семёна из Тиккуриллы). Грунтовали Tikkurila Valtti expert akva. Очень приятная по консистенции и по укрывистости. Наносили кисточками тщательно промазывая каждую щель. Даже один слой оставил приятную глянцевую поверхность.
Слой зеленой краски — Tikkurila Vinha. Тут меня смутило отсутствие слова «краска» в описании, никогда б не подумал увидев ведро в магазине, что это именно краска (написано «кроющий антисептик для дерева»). И тут приятное открытие — она дико укрывистая. В общем я решил, что через пять лет дачу буду перекрашивать современной тиккурилой, а ПФ-115 больше нини (прошлый раз за год выгорела на солнце! правда я и брал самую дешевую….). Вот тут процесс пошел очень быстро, но все равно уползали с площадки после полуночи. Приятный момент — стало резко видно результат труда, на начало вечера фасад был невнятного цвета, а к ночи стал зеленым!
Красим как положено — на два слоя. Но краска настолько укрывистая, что на фото не так заметно где один слой, а где — два.
Наличники, рамы и декор красили белой краской Tikkurila Pika Teho. Она тоже на водной основе, но консистенция менее приятная чем у зеленой, хотя тоже пигмента не пожалели. Температура предельная для нанесения (на улице было +6). При такой температуре малярная лента уже плохо прилипает. К счастью погода нас радовала, и большую часть дней покраски было около +10-+12
Работать над головой неудобно, а в некоторых местах даже я не дотягивался. Спасала радиаторная кисточка — с длинной ручкой и изогнутая. Красили тщательно, доделывая друг за другом пропущенные дефекты.
Я опять как специалист по всем вопросам (ну просто больше некому) был брошен на замену водосточной системы, а конкретно — ливнестоков на фасаде. Делал первый раз. К вопросу почему за домом нужен присмотр — это приемная воронка:
Все водостоки толком не работали — труба забита семенами тополя, которые превратились в почву. Судя по ковру из мха на крыши — лет 30 никто не занимался чисткой. А тут все как в стихотворении Самуила Маршака:
Не было гвоздя - Подкова Пропала. Не было подковы - Лошадь Захромала. Лошадь захромала - Командир Убит. Конница разбита -- Армия Бежит. Враг вступает в город, Пленных не щадя, Оттого, что в кузнице Не было гвоздя.
А тут сходно. Забился водосток — мокнет фасад. Фасад мокнет — крошится/гниет. А это рано или поздно приведет к разрушению стены. С канализацией та же ерунда — течь не исправили в результате сгнила и обрушилась балка.
Последние трубы крепил уже ругаясь матом, так как за шиворот уже с крыши летел лед с холодной водой, а стоять приходилось на шатких лесах, да еще и на стремянке. Но тем не менее все получилось.
Еще сделал табличку на фасад. Изначально я был против пластика — пластик за 5 лет на солнце превращается в тыкву — фотостарение. Литая металлическая — нам не по карману — мы уже все бюджеты израсходовали. Зеркало — компромиссный вариант — и привлекает внимание, и стойкость к свету достаточная.
Ну и финальное панорамное фото. Было:
Стало:
Про общественную реакцию
Забавно было читать комментарии под новостями о Том Сойер Фесте.
Многие не верили что мы делаем это забесплатно, что это здание не наше. Удивительно насколько распространилась подозрительность в обществе, априори везде ищем обман. Ни один волонтер или организатор не заработал на фестивале — мы все вкладывались силой и душой в дело за идею — сохранить хоть кусочек своей истории. И в данном случае плевать кто собственник здания — это частичка нашей общей истории. Я ни заработал ни рубля, только своих денег потратил, впрочем как и все мы.
Практически всегда находится человек, который говорит что было бы «лучше». Не помогайте здесь, помогайте там, причем практически никогда не показывает своим примером. Есть очень хороший проект Health and Help. Простая девчёнка из Уфы, получила образование медика, она специалист по тропическим болезням. Уехала организовывать медпомощь в глухих местах, например в деревнях Гватемалы. (блог) Бесплатно, просто делая доброе дело. В комментариях статьи про нее нашелся человек который написал что какого лешего она лечит бедных гватемальских детей, пусть едет в русскую глубинку и поднимает отечественную медицину. Ага, в глухой российской деревне лечить от тропических болезней.
Мои коллеги — прагматичные и бесплатно работать не будут вообще. Более того, есть люди которые принципиально работают только за деньги. Но проблема не в этом. Волонтерство это убыточное мероприятие, если за волонтерскую работу платить рыночную цену — то это не волонтерство, а трудовые отношения. Если за волонтерство платить маленькие деньги (а денег всегда не хватает) то это может быть оскорбительным. Если же за волонтерство не платить деньги вообще, но обеспечивая всем для работы — это почетная работа. Здесь не здравый смысл, а психология, вот описание эксперимента.
Есть у некоторых позиция, что Том Сойер Фест — мероприятие вредное. И вобщем то какая-то доля правоты в этом есть. Но тут важно не забывать — Том Сойер Фест это не только про здания и среду, это про людей. И менять восприятие людьми своего города можно только через участие людей в жизни города, а не через поливание деньгами строительных фирм. Почистив даже один кирпичик, человек проходя мимо будет воспринимать дом иначе, показывать на него пальцем и рассказывать спутникам, что принимал участие в его сохранении.
Про мотивацию и качество и объем работ
«Народное восстановление» — явление двоякое. С одной стороны волонтеры не имеют профильных навыков, и возможны курьезы вроде Пушистого Иисуса. С другой стороны, мы хотели сохранить кусочек истории родного города, у нас не было мотива «Быстрее доделать, только что бы заказчик принял и оно не рухнуло пока не получили оплату и не уехали». Поэтому делали все как следует и как положено (отчасти из-за этого сроки работ затянулись и заканчивались уже под снег), под чутким руководством и с консультациями профессионалов из компании Рестострой и из СК Еврострой, которые имеют лицензию на реставрацию объектов культурного наследия.
Что мы сделали:
- Полностью счистили краску с кирпича. Все слои красок, белые разводья побелки, полностью вернув кирпичу исходный вид.
- Восстановили специальным раствором (из Москвы заказывали!) швы меж кирпичей, которые выкрошились.
- Пропитали кирпичную кладку гидрофобизатором — пропитка как у зонтиков, вода будет меньше пропитывать фасад.
- Заменили металлические отливы между первым и вторым этажом (белые отливы шириной 200 мм оказались в городе дефицитом, а вот 150 мм — завались)
- Заменили водосточные трубы на фасаде и во дворе.
- Установили металлические отливы под окнами — они были утеряны все, из-за чего гнил короб окон.
- Расчистили дерево от старой краски, прогрунтовали и покрыли краской на 2 слоя.
- Заменили все разбитые стекла, сгнившие штапики. Где-то пришлось поменять убитые петли на форточках (причем похоже форточки врезали позднее, изначально рамы их не предусматривали) Рассохшиеся рамы были усилены оконными уголками (советскими, толстыми, из запасов моего деда, а не из жести что продаются в строительных магазинах).
- Изготовили пару оконных створок и часть короба для ремонта окна во дворе — после пожара выбитое окно закрыли чем попало, были щели в палец и две левые створки. Теперь все окна хотя бы закрываются, но к сожалению одно окно не имеет второй рамы.
- Изготовили утраченный деревянный декор. Даже капельку в нижней части наличника, от которой остался лишь след на краске. Деревянный декор нам изготовили ребята из Hardbark.
- Выправили, отремонтировали, покрасили и повесили обратно почтовый ящик во дворе. Почту доставляли просто засовывая в щель в двери.
- Установили гипсовые маяки на обнаруженные трещины — для контроля их раскрытия.
- Сбили старую штукатурку на обрамлении окон (она во многих местах отошла), и заново их отштукатурили и покрасили.
- Установили лавочку во дворе. Никита сделал очень брутальную и прочную лавочку.
- Сняли перекошенный, пожелтевший и неисправный световой короб с адресом, отмыли и закрепили номерок «68» который был на фасаде. Хороший человек нам подарил старый указатель с другого дома. Мы его восстановили, покрасили и повесили с левой части, рядом с памятной табличкой. Он выглядит мятым, но это не новодел, это именно старый указатель. Подсветку мы подводить не стали: улица и так отлично освещена, а электрохозяйство дома в весьма плачевном состоянии.
Неприятные моменты
Наверное рассказ получился бы неправдоподобным, если бы я рассказывал только про позитивные вещи. Но есть и неприятные моменты.
1. Мы восстановили только фасад. Сам по себе дом внутри в весьма плачевном состоянии и требует капремонта (которого мы будем добиваться) с заменой инженерных коммуникаций.
2. Из-за протечки канализации на втором этаже сгнила и вышла из проектного положения балка (деревянная). Мы установили временные опоры, но исправить эту ситуацию можно только в рамках капремонта.
3. Пристройка (на фото с внутреннего двора деревянная с черной от времени древесины) покосилась, так как была построена без фундамента. Из-за этого лестница на второй этаж косая. Пристройку мы не стали трогать — ее поднимать и восстанавливать должны профессиональные строители после обследования.
4. Решетки на окнах — эхо 90х, они расположены между наружной и внутренней рамой и они не распашные. В случае пожара выбраться не выйдет. Решетки должен демонтировать собственник здания, мы ими не занимались.
5. Стройка во дворе. Строится огромный дом (апартаменты?), который откусил кусок земли у дома. Не смотря на то, что официальный заезд на стройку со стороны ул. Куйбышева, во двор постоянно гоняли грузовики, втискиваясь в узкий проход. Один даже зацепил и оторвал наличник в проезде. К счастью уже шел фестиваль, мы его восстановили и повесили на место. Если бы это случилось в другое время — то наличник наверняка был бы утрачен. При этом сами строители — контингент специфический, были и хорошие ребята, но были … мягко говоря маргинальные типы. Очень надеемся, что горящие окурки с балконов строящегося дома не будут лететь во двор Вайнера 68.
6. Отношение собственника здания. Тут я не хочу публично устраивать разбор ситуации, скажу лишь дипломатично, что ситуация с собственниками сложная, и уход за домом мог бы быть лучше. Если бы своевременно была бы заменена канализация, электропроводка и водосточная система, то дом был бы в гораздо более хорошем состоянии.
7. Двор. А точнее пьяные и трезвые горожане, которые заходили во двор справить нужду. Я не могу придумать оправдания этим поступкам, ибо рядом Гринвич, Бургер Кинг, пабы — везде можно зайти и попроситься в туалет, тебя не прогонят.
8. У нас украли копилку. Когда мы были на лесах под самой крышей, шумели электроинструментом, кто-то зашагнул под леса к столу и забрал копилку. Этот момент мы не зафиксировали, только выглянув увидели что почему-то копилка исчезла. В копилке было не так много денег, но все равно обидно. Я изготовил новую, на этот раз с тросиком.
9. Уже после закрытия фестиваля, когда мы потихоньку паковались и искали место хранения на зиму, случилась очередная неприятная ситуация, которая обычно именуется «спор хозяйствующих субъектов». В общем нам пришлось срочно эвакуироваться со всем своим скарбом за ночь.
Про деньги
Официальный отчет по бюджету будет, я расскажу неформальные вещи.
Первое — наличка. Это очень важная вещь, и позволяет экономнее расходовать ресурс, и только один партнер выделил нам наличные деньги, при условии отчетности товарными чеками. Все просто — мы закладываем инструмент, например 10 узких шпателей и 5 широких, с запасом, поскольку пока выставят счет, пока оплатят — процесс не быстрый. И вот в процессе работы выясняется, что надо еще узких шпателей прямо сейчас, так как расчищаем швы, а широких пока не нужно. Если есть деньги — сбегал в магазин и купил. И такое было — заканчивались маски для волонтеров (а заказанные еще не пришли), ломался инструмент, возникала потребность в мелкой расходке (жидкое мыло, лампочка, новая розетка и т.д.) Фактически получалось что видя, что нужно, я брал деньги из своего кармана и покупал необходимое. Все для фронта, все для победы, все для продолжения работы. Заранее предположить абсолютно все расходы и заложить их в смету нереально, особенно когда опыта мало.
Второе. Многие не верят, что мы работали бесплатно. «вам за это деньги платят…» слышал брошенное мимоходом много раз. Заявляю со всем своим авторитетом — ни я, ни кто-либо из нас денег за свою работу не получали (включая организаторов). У нас у всех есть основная работа, и на фестиваль мы тратили свое свободное время (забирая время у своих родных и отдыха). В принципе я поддерживаю идею, описанную в методичке Том Сойер Феста — если есть свободные деньги и все основные потребности фестиваля закрыты, то можно выделить денег на зарплату координатору. Это тот человек, который сможет взять неоплачиваемый отпуск на основной работе на время фестиваля и посвящать свое время фестивалю полностью — это тот, кто с утра и до вечера на площадке, встречах с партнерами проекта, гоняет по магазинам за материалами и инструментом и т.д. тоесть тратит уйму сил и времени. Не каждый работодатель потерпит работника, который все летние месяцы вроде как бы и есть, но занят чем то не тем. (Одно их популярных сообщений в общем чате у нас было о том, что нас такими темпами скоро уволят).
Третье. Я старался не считать сумму чеков, что я скидывал в стол — а туда я скидывал чеки за то, что я покупал на нужды фестиваля. Но Люба заставила посчитать. Вышло? что я на фестиваль потратил 1/2 своей месячной зарплаты. Буду считать это моим пожертвованием. Но самый главный вклад это не деньги, это время, которое каждый из нас вложил в фестиваль. Если бы восстановлением дома занималась коммерческая организация, то львиная доля затрат была бы именно оплатой труда.
Про людей
Фестиваль во многом не про дома, а про людей. И люди, с которыми я сталкивался на фестивале весьма колоритны и неординарны. Я получил истинное удовольствие от общения во время работы, мы обсуждали книги, культуру, архитектуру… Мне было комфортно в таком обществе неординарных горожан. Что удивительно — на фестиваль не пришло ни одного человека, который был бы неприятен, за исключением некоторых строителей с соседней стройки, но контакты с ними были только потому, что мы были в одном дворе.
Город миллионник оказался мал — выяснялось что многих людей, с которыми я знакомился, нас связывают общие знакомые. На фестивале были активисты сохранения истории города, защитники зеленых насаждений, активисты раздельного сбора и переработки мусора… В общем люди, у которых болела душа за что-то, и кто пришел поучаствовать в общем деле. И на удивление — не было политических активистов, впрочем мы сразу декларировали, что фестиваль он вне политики.
Очень интересно было видеть кто как работает и отношение к труду, особенно это было видно в первый день — когда было очень много народу. Кто-то хаотично счищал кирпич и быстро бросал, кто-то системно последовательно расчищал площади. Кто-то больше тусовался и болтал языком, чем работал, а где работал — и там криво. Девушки! Ведите своего молодого человека на фестиваль — сразу увидите какой он в деле а не на словах:) Ну и зеркально — сразу видно, кто белоручка, а кто работы не боится :)
Некоторые впервые работали с инструментом. И судя по детям — в школе с трудами стала твориться какая-то ерунда, у детей отсутствуют простые навыки работы с ручным инструментом. Молодежь постарше работая руками отдыхали от офиса и сидения за компьютером.
Курьезы
Когда мы снимали все лишнее с фасада, мы снимали в том числе табличку с номером дома, которая висела на одном гвоздике на уголке. Табличка прекрасная, горячая эмаль на металле — мы ее помыли с мылом и она как новая. Только вот номер на ней был 89. Когда вешали таблички на дома много лет назад, по-видимому решили использовать то что было, поэтому она выглядит так странно — она висит вверх ногами, 89 на доме 68. А еще под эмалевой табличкой с номером дома оказалась жестяная, с нарисованными краской цифрами.
Под старым отливом мы нашли забытый инструмент — пассатижи. По виду — обычные из СССР, без пластика на ручках.
До сих пор ломаем голову. Почему-то кирпичная кладка стены в проезде и примыкающего к нему угла сделана ниже качеством, такое ощущение что угол дома был разобран или разрушен, а затем собран заново. Информацию о причинах этого мы не нашли — установка оборудования, авария — зачем понадобилось разбирать кирпичную стену?
Про сам дом
Дом жилой и в нем живут люди (не собственники, арендаторы). Возможно именно из-за того что дом жилой он дожил до наших дней. У нас в городе, увы, расселеные дома в ожидании ремонта внезапно разрушаются и сгорают. Дом отказались признать обьектом культурного наследия.
Благодарности
Огромное число людей, которым хочется сказать спасибо. Нашим близким, которые терпели нас, приходящих домой в режиме «только лечь поспать». Нашим работодателям, которые не уволили нас, видя наше сонное зомбиподобное состояние на работу. Волонтерам, кто принял участие и помогал нам, работая и в холод и в дождь. Партнерам, профинансировавшим закупку материала и инструмента.
Группа фестиваля вконтакте
Ну и в завершение коллективное фото в исполнении e1.ru перед домом в день закрытия фестиваля. Мы звали всех, но к сожалению смогли прийти не все, кто принимал участие.
Насчёт копилки: у нас как-то раз со слёта авторской песни не то что домик-копилку — бочку-копилку умудрились умыкнуть. Бочка была деревянная, тяжёлая, полноразмерная — раньше в таких капусту солили, на рынках селёдку продавали и т.п.